...Прошлое... ЭЭРЛ-2002, 2003. Тилигульский лиман.

 Как это начиналось...

У истоков экологических экспедиций
Ришельевского лицея

2000 - 2003 годы

Днепр - 2000, 2001 - экспедиции Херсонского областного лицея

Днепр-2000,2001

В своем нижнем течении, перед самым впадением в Днепровский лиман, крупнейшая водная артерия Украины образует множество проток, небольших озер, лиманов. Это и река Конка, и Кардашинский лиман, и другие небольшие водоемы. Природа этих мест отличается необычайным богатством и разнообразием. В то же время от Херсона сюда, как говорится, "рукой подать". Не на автомобиле, конечно (потому-то эти места и сохранили свою первозданную красоту, находясь под боком у областного центра), а по воде. И вполне естественно, что педагоги-энтузиасты Херсонского областного лицея стали организаторами проведения ученических экологических экспедиций в низовьях Днепра. "Зачинщиком" этого интереснейшего дела стала Надежда Валерьевна Кнорр и ее коллеги. Зная непоседливый нрав ришельевцев, в 2000 году они пригласили команду учеников Ришельевского лицея принять участие в экспедиции. Через год уже не одна, а две команды лицеистов разбили палатки в низовьях Днепра.

Ришельевский лицей в экспедиции "Днепр - 2000" (все только начинается...)

 

Ришельевский лицей в экспедиции "Днепр - 2001" (2 - 12 августа 2001 года)

 

Наши лицеисты - участники экспедиции "Днепр-2001":

Команда "Дети шпионов" (рук. Бондаренко А.А.): Оксана Бондаренко, Юра Гончарук, Алеша Мартынов, Оля Тымчишина, Яна Знамеровская.

Команда "Ришельевцы" (рук. Виктор П.А.): Вадик Бабилунга, Паша Молчиниколов, Дима Побединский, Марина Шикер, Юра Турбовец, Никита Виктор.

Статья

"Научно-исследовательские экспедиции - средство активизации познавательного процесса".

Статья Валерия Яковлевича КОЛЕБОШИНА (.pdf)

Фильм об экспедиции 2001 года

"Чуден Днепр при всякой погоде"

Фильм Павла Андреевича ВИКТОРА ( DivX, 53 мин, 620 Мбайт)


Тилигульский лиман - 2002

Тилигул-2002

Идея экологической экспедиции оказалась настолько привлекательной, что число лицеистов, желающих принять в ней участие, в 2002 году перевалило за два десятка. Стало понятно, что Ришельевскому лицею нужна своя собственная экспедиция.

И дело не только в количестве участников. Прежде всего, хотелось реализовать на практике собственные идеи, которые родились у руководителей - учителей лицея и у самих ребят во время днепровских экспедиций. Ведь экология - это наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. А значит, экологическая экспедиция в равной мере интересна лицеистам всех направлений. Химики, биологи, физики и даже математики - все смогут удовлетворить здесь свою любознательность, поискать ответы на свои вопросы, найти применение своим талантам.

Заметки о первой экологической экспедиции
Ришельевского лицея 2002 года

Валерий Яковлевич КОЛЕБОШИН

В старые времена детям уделялось достаточно внимания в летнее время. Организовывался их досуг в пионерских лагерях. Теперь пионерия исчезла, но при любом общественном строе у каждого ребенка, особенно у мальчишки-подростка, по-прежнему существует непреодолимая потребность в самоутверждении, воспитании в себе смелости, коллективизма, чувства локтя, умения помочь в трудную минуту. И чего греха таить, в большинстве своем дети из-за чрезмерной родительской опеки лишены возможности сделать что-либо самостоятельно, например, приготовить яичницу. А еще хотелось бы, чтобы ребенок летом не просто отдохнул, как говорят дети «поколбасился», но и закрепил или пополнил знания, полученные в течение учебного года в школе или лицее.

Летний детский отдых – головная боль любого родителя. Это и финансовый вопрос, и выбор места проведения отдыха, и программа досуга. В пионерских лагерях их недалекого детства все было регламентировано, расписано и однообразно. Но дети ведь очень разные. Различны и их интересы. Кого-то тянет полежать с книжкой, кого-то (конечно если родительский бюджет это позволяет) – посетить Париж или побродить по Золотым пескам Варны, а кого-то тянут неизведанные просторы родного края.

Есть категория людей, которым претит пассивный отдых. Им нужно самим измерить меридианы и параллели. И есть дети, которым мало тех знаний, которые они получают за школьной скамьей. Им хочется познавать больше, непосредственно окунувшись в саму среду познания, – природу. Именно с этой целью учащиеся Ришельевского лицея отправились в конце июня в 7-дневный поход вдоль берега Тилигульского лимана.

Походы, в особенности пешие, хороши чем? Даже если ты искусственно не создаешь трудности, то они самым неожиданным образом возникают сами по себе. И одной из серьезных трудностей стала, как ни парадоксально это звучит при наличии рядом большого водоема, – отсутствие питьевой воды. Ее все время нужно было искать, стоянки привязывать к наличию источника питьевой воды. Но зато участники научились ценить каждый глоток воды. Когда вокруг испепеляющая жара, а в во фляге осталось буквально несколько глотков, когда идти еще неизвестно сколько, начинаешь ценить живительную силу каждой капельки воды и понимать, что воду необходимо по-братски разделить на всех. А были случаи, когда готовить приходилось на воде из лимана. И ничего, зато солить не нужно, и даже вкусней получалась еда.

В научно-ученической экспедиции был спасательный 10-местный плот, предназначение которого – транспортировка научного оборудования и общественного груза, а также проведение исследований в глубоководной части лимана. Плот, как вы понимаете, в неподвижной воде, каковой является Тилигульский лиман, тоже остается неподвижным. Ветер же стремится задать ему свое собственное направление движения, которое, разумеется, совсем не согласуется с направлением запланированного перехода. И здесь ребятам помогли знания истории Руси и физики. Восьмикласники и девятикласники соорудили устройство, с помощью которого стали тянуть плот. Встречные отдыхающие все время старались сфотографироваться на фоне «бурлаков на Тилигуле». Ребятам было нелегко. «Бурлакам» при движении вдоль крутых склонов лимана приходилось заходить по пояс в воду, но при этом сбивая в кровь ноги о подводные камни, а потом снова карабкаться на склоны.


Перед отъездом


На заброшенной базе

Бурлаки на Тилигуле

Но все эти трудности меркли перед необходимостью после длительного перехода заниматься обустройством быта и поиском дров для приготовления пищи. Для того, чтобы процесс приготовления был быстрым, в поисках хвороста нужно было участвовать всем. А как хочется упасть на рюкзак, закрыть глаза и забыться на часик другой, а там – будь что будет! Но голод и понимание, что "если  я не не сделаю, то и никто не сделает", поднимало детей.

Но вот после первой порции чая силы возвращаются, энергия восстанавливается. Уже можно заняться и научными изысканиями. А тем для них было предостаточно. Вот лишь небольшой перечень вопросов, которые решали ребята. Замеры глубины водоема на удалении 20 м от береговой кромки и характеристика рельефа дна. Изучение особенностей самой кромки берега (высота, длина склона.) Описание растительного мира флоры и местной фауны. Влияние деятельности человека на изменчивость видов. И многое другое.

Выдался и один денек отдыха. Расположились в 200 метрах от берега на вершине склона, чтобы ветер сдувал назойливых комаров (правда, ветер был такой, что если бы не посадка, в которой расположился лагерь, то неизвестно, что бы было с нашими палатками). А тут еще и короткий мелкий дождик прошел. Вот такая дневка получается. Купаться не очень хотелось – сильный ветер, а вот желающих пойти в ближайшее село, в 5 км от места стоянки, было хоть отбавляй. Причина оказалась очень банальной – в этот день по ТВ транслировали финальный матч чемпионата мира по футболу. Ребята были согласны нести обратно 80 литров воды.

В тот день от полуденной жары трудно было где-либо скрыться. Для того, чтобы как-то скоротать время, мы начали готовить обед. Несмотря на жару и духоту, пищу собственного приготовления съели с большим удовольствием. Наступил послеобеденный отдых. Кто-то решил охладить свои тела в лимане, кто-то начал готовиться к вечернему ритуальному отчету о проделанных научных изысканиях. Но в воздухе веял дух неладного. И предчувствие не обмануло. Дети, возвращаясь с лимана, при подъеме на склон увидели вдалеке дым. Своими наблюдениями ребята поделились с остальными. И когда все выбежали на дорогу, то действительно увидели клубы дыма.


Валерий Яковлевич раздает ЦУ


После чаепития


Знаменитое тушение пожара

Дым был явно не от костра. А рядом – пшеничное поле. Сигнал тревоги быстро поднял всех на ноги. Кто в чем был, в том и побежал: кто босой, кто успел накинуть на себя куртку. Ребята на ходу срывали сырую траву и ветки акации.

«Безумству храбрых поем мы песню…» И действительно, дети проявили именно храбрость. Не растерялись, действовали интуитивно и моментально выполняли указания старших. Огонь был остановлен. Но пламя имеет свойство распространяться в разных направлениях. Часть ребят осталась, чтобы погасить возможное новое возгорание, а остальные бросились гасить огонь другой части пожара. Дым и огонь забивали дыханье. В этой части посадки трава оказалась более сухой и пламя более высоким. Но через некоторое время и с ним тоже справились. Потом наши еще 2 часа ходили по обуглившейся полыни, ликвидируя возможные источники повторного возгорания. И все время следили за тем, чтобы искры или пламя не перебросились на соседнее пшеничное поле. Ведь убытки, которые могли возникнуть при этом, стали бы огромными. Но, слава Богу, этого не случилось. Когда все уже было позади, ребята сделали несколько фотографий на память о совершенном подвиге. Да, наверное, это был подвиг...

Следующий день – последний день похода. Работа продолжается. В процессе передвижения ребята изучают животный и растительный миры. К предполагаемому месту отправки прибыли немножко раньше намеченного времени, так что можно просушить вещи и плот. Поход еще не завершился, а его участники уже делятся впечатлениями и строят планы будущих экспедиций.

В.Я. Колебошин (опубликовано в газете "Вечерняя Одесса"). Подписи под фото - Алексей Шкварченко

Фотогалерея ЭЭРЛ-2002


Тилигульский лиман - 2003 (ЭЭРЛ-2003)

Красота!!!

О прошлогодней экспедиции рассказывал ее руководитель В.Я. Колебошин. А впечатлениями от ЭЭРЛ-2003 с нами поделился ученик 10 химического класса Алеша Шкварченко. Материал взят со страниц сентябрьского выпуска "Лицейского вестника" 2003 года.

 


Со свежими силами - в путь!

Тилигул - 220h испытаний

22 июля все мы отправились в научную экспедицию на Тилигульский лиман. Приключения начались с самого первого дня: прибыв на стоянку, мы упорно боролись со стихией, пытаясь поставить палатки и укрыться от дождя. Все хорошо промокли, но палатки были поставлены, дрова нарублены и завтрак приготовлен. Рядом была турбаза с очень недружелюбным сторожем. Если кто-либо проходил на его территорию, то он доступно, внятно, «своеобразными» выражениями объяснял, что этого делать не стоит. На этой же стоянке мы ходили в Петровский лес изучать растения, а также всё ползающее, жужжащее и летающее. Когда возвращались из леса, пошёл жуткий дождь с градом, который помял группу.

Переход на другую стоянку был довольно тяжёлым. Из-за встречного ветра плот с вещами не мог выйти из залива, и его пришлось взять катером на буксир. На следующей стоянке нас ждала Наталья Сергеевна с сыном.

Происшествий на второй стоянке оказалось ещё больше, чем на первой. Тут состоялся исторический поединок химиков и физиков. Нас научили ловить бычков руками, на практике всем было продемонстрировано, как избавляться от клещей, которые были очень опасны.

На всём нашем пути природа была очень разнообразна. Везде радовала глаз зелёная трава, но почти всюду валялись пластиковые бутылки. Увы, цивилизация!

Переход на третью стоянку сильно затянулся из-за шелковицы. Отряд очень медленно двигался, перебираясь от одного дерева к другому.

По дороге мы встретили других ребят-ришельевцев. Возле самой стоянки были разбитые домики старой турбазы, поэтому дров было вдоволь. Также научная работа шла полным ходом: были исследованы все находящиеся поблизости вишни, определены лучшие сорта. Был найден и осмотрен череп быка. Позже он был установлен на входе в лагерь как предупреждающий знак. Уже вечером мы встречали самого Александра Анатольевича с друзьями. Сидя с гитарой, он классно исполнил несколько песен, чем и поднял общее настроение, и все дружно подпевали ему.

Четвёртая стоянка была знаменита своим прошлогодним пожаром. Но в этом году всё обошлось тихо и спокойно. Это была последняя стоянка, и вся оставшаяся еда должна была быть съедена. Паштет ели со всем: и с хлебом, и с макаронами, и с чаем. А в конце все участники похода обменивались телефонами. Поход – это здорово! Мы все сдружились, узнали друг друга ближе, пообщались с учителями. Они научили нас в походных условиях разводить костер со спичками и сухим спиртом, добывать еду из казана и многим другим полезным вещам.

Дружественная обстановка, сложившаяся в экспедиции, станет путеводителем нашей лицейской жизни. И теперь в лицее никто не будет делиться на химиков, физиков, математиков и экономистов, на младших и старших – все будут одним дружным, сплочённым коллективом.

Алексей Шкварченко, 10-Х класс

Фотогалерея ЭЭРЛ-2003


Прощай, цивилизация!


...И с высоты вам шлем привет!


Эксперимент


Все вернулись целыми и невредимыми