Велоэкспедиция 2012

По Кировоградской области
(от Знаменки до Помошной)

Первая
велосипедная экспедиция
Ришельевского лицея
14 – 20 июня 2012 года

Ехать по:
 * дождю,
 * холмам,
 * лесу с комарами,
 * против ветра,
 * по песку,
 * по брусчатке,
 * по брусчатке вверх,
 * по живым камням
– ХОРОШО
– вот что такое ВЭРЛ!

После длительной и тщательной подготовки, частью которой был пробный поход, велосипедная экспедиция 2012 года успешно завершилась. Это первая велоэкспедиция в истории Ришельевского лицея, и поэтому основной ее задачей было выработать стиль, режим движения, научиться быстро решать вопросы поиска мест стоянок, обеспечения участников питьевой водой и продуктами. В отличие от ЭЭРЛ, ВелоЭкспедиция требует от участников более серьезной физической подготовки и выносливости. Нужно иметь свой горный велосипед, велорюкзак, велошлем. Поэтому ВЭРЛ - малочисленная мобильная экспедиция, состоящая, как правило, из старшеклассников.

ВелоЭкспедиция на маршруте

Первая ВЭРЛ-2012 состояла из 12 участников, включая руководителей.

Состав ВЭРЛ-2012

Колебошин В.Я.
Валерий Колебошин
начальник ЭЭРЛ-2012

Виктор П.А.
Павел Виктор
навигатор

Бочарова В.Р.
Валерия Бочарова
врач

Дмитрий Примикирио
Дмитрий Примикирио
веломеханик

Ирина Веселова
Ирина Веселова
завхоз

Руслан Бузник
Руслан Бузник
11-И класс

Денис Левченко
Денис Левченко
11-И класс

Давид Пищев
Давид Пищев
11-Ф класс

Евгений Чернявский
Евгений Чернявский
11-Ф класс

Юрий Баранник
Юрий Баранник
10-Ф класс

Тарас Попович
Тарас Попович
10-Ф класс

Александр Базей
Александр Базей
9-Ф класс

Полноформатные снимки (для печати) можно загрузить ОТСЮДА.

Особенности научной программы ВЭРЛ-2012

От "традиционной" пешеходной экспедиции велоэкспедицию отличают две главных особенности. С одной стороны – это "дальнобойность". На велосипеде можно преодолевать за день вчетверо большее расстояние, чем пешком. Это дает возможность увеличить протяженность маршрута с 50-60 км до 200-250 км и, соответственно, ознакомиться с большим количеством интересных объектов. С другой стороны, продолжительность 10-12 дней, характерная для ЭЭРЛ, для велосипедной экспедиции будет избыточной. Это объясняется меньшим количеством участников и значительными физическими нагрузками на каждого из них. Опыт нынешней экспедиции показал, что оптимальная продолжительность ВЭРЛ составляет 5-6 дней. В силу этих двух особенностей устраивать в велоэкспедиции многодневные стоянки для продолжительных научных исследований (например, по биологии, экологии) просто невозможно.

Вывод. Научная программа ВЭРЛ должна опираться на ознакомление участников с наиболее интересными природными и промышленными объектами вдоль линии маршрута и культурными особенностями региона. В некоторых случаях еще до начала экспедиции необходимо подготовить письма в адрес руководителей промышленных предприятий или природоохранных организаций с просьбой о проведении экскурсии.

В программу ВЭРЛ-2012 вошло посещение двух наиболее интересных объектов:

      • Морозовский угольный разрез – огромный заброшенный карьер для добычи угля открытым
        способом, в настоящее время полузатопленный, но еще сохранивший механизмы для разработки
        ископаемых – гигантский роторный экскаватор, транспортерные линии и др.
      • Газокомпрессорная станция "Александровка" – современное действующее предприятие
        по перекачке природного газа по линии магистрального газопровода "Союз" из восточных
        областей России в страны Европы.

По маршруту ВЭРЛ-2012 день за днем

День 0. 14 июня.

В 16.30 собираемся в лицее. Подгоняем снаряжение, распределяем общественный груз. В 18.30 выезжаем. Едем на вокзал по Дворянской, Новосельского, Троицкой, Ришельевской. Электричка №6408 "Одесса – Колосовка" отправляется в 20.20. В вагоне есть багажные отсеки, так что рюкзаки с велосипедов не снимаем. В Колосовку прибываем в 23.27. Велосипеды под присмотром дежурных остаются на улице, мы же пытаемся спать прямо на полу внутри станции под громогласные объявления о прибытии и отправлении поездов.

День 1. 15 июня.

В 4.53 садимся в электричку №6332 "Колосовка – Знаменка". Багажных отсеков в вагонах нет, велосипеды без рюкзаков цепляем за седло к полкам по бокам вагона, так что рулями они упираются в оконные рамы. Это обычный способ перевозки велосипедов в электричках. В Знаменку прибываем в 11.13. Преодолеваем первые спуски и подъемы в подземном переходе между платформой и выходом в город. Тяжеловато!

После двух неудачных попыток находим кафе "Кардинал" в районе местного рынка, где отлично и недорого кормят. Там же запасаемся водой в дорогу. Можно выходить на маршрут! На часах – половина второго.

От Знаменки мы движемся на восток к Морозовскому разрезу. Дорога хорошая, асфальтовая, ветер попутный, поэтому держим скорость 20-25 км/ч. В 14.40 мы уже на краю огромного рукотворного котлована, протянувшегося на несколько километров. Он напоминает перевернутую букву "П", вдоль которой тянутся давно застывшие конвейерные ленты. Дно котлована заполнено зеленовато-коричневой водой. Метрах в трехстах от места нашей остановки замерло на склоне железное чудовище невообразимых размеров - роторный экскаватор. И ни одной живой души вокруг! Оставляем велосипеды наверху и идем знакомиться поближе со ржавым монстром. Ребята под предводительством Валерии Ролановны спускаются в самый низ по крутому глинистому обрыву, В.Я., П.А. и Руслан остаются дежурить на склоне, чтобы вытаскивать любознательных сталкеров обратно, подавая им руку.

Посещение Морозовского разреза – своеобразная "радиалка". Наш основной маршрут пролегает от Знаменки в юго-западном направлении, так что в половине четвертого мы выезжаем обратно в Знаменку. Теперь ветер встречный, температура воздуха градусов 30, да и усталость и практически бессонная ночь дают себя знать. Поэтому скорость движения заметно ниже – 15-20 км/ч. Зато холодный кефир в Знаменке – это счастье!

Чтобы выйти к месту стоянки, углубляемся в густой лиственный лес. Сутки назад в этих местах был сильный дождь, поэтому грунтовую дорогу местами развезло, но в целом двигаться нетрудно. К тому же намного прохладней, чем на трассе. Правда, если бы не GPS, мы наверняка бы заблудились.

В район первой стоянки – на берег озерка, поросшего камышом, вышли в 7 вечера. Но найти место для лагеря было непросто – кругом какие-то заборы и запретительные надписи. Последние 100-200 метров - это экстремальный велотуризм. После узкого прохода в камышах трехметровой высоты нужно провести велосипед по разрушенному мостику (дерево сгнило, нужно идти и вести вел по ржавой балке шириной меньше 10 см), а затем карабкаться на довольно крутой подъем. Зато рядом есть родник с чистейшей водой. Правда, и комары тоже есть.

За день проехали 57 километров, координаты стоянки 48°45.022'N, 32°37.151'E.

День 2. 16 июня.

В 9 часов утра мы покинули нашу стоянку. В отличие от прошлого дня, когда большая часть пути проходила по асфальтированной трассе с большим количеством машин, теперь дорога стала очень разнообразной: это и лесные тропинки, наполовину засыпанные прошлогодней листвой, и довольно широкие грунтовые дороги на опушке леса с пасеками среди деревьев, и участки асфальтобетонной трассы, и уютные сельские улочки. И это еще не всё! Вдоль железных дорог обычно проходят грунтовые дороги, присыпанные щебнем. Они хоть и неровные, но зато без крутых подъемов и спусков. А самая "жесть" – это булыжные дороги из одного села в другое. Ехать по ним – это пытка и для велосипеда, и для седока, особенно на подъем. В таких случаях лучше двигаться по обочине. Проехали села Водяное, Богдановка. За Богдановкой сделали небольшой привал на холме над живописным берегом речки Ингулец, с помощью небольших плотин превращенной в вереницу прудов. Позвонили домой.

Погода сегодня не такая жаркая, как вчера, небо в легких облаках, ехать – одно удовольствие. Участок дороги возле села Цибулево напоминает "американские горки": хорошо укатанная грунтовка несколько раз круто спускается вниз и тут же взмывает вверх. Скорость в нижней точке до 40 км/ч. Адреналин зашкаливает! Затем, после переезда плотины, еще одна очень редкая разновидность дороги: "стиральная доска" с "длиной волны" около полуметра, словно тут была железная дорога, рельсы и шпалы убрали, а углубления от шпал остались. Серьезное испытание и для велосипедов, и для некоторых частей тела.

За селом Михайловка начинается дождь. Облачаемся в дождевики, накрываем рюкзаки специальными накидками и продолжаем движение. Из-за дождя видимость ограничена, и П.А. пропускает правый поворот на Ясиновое, предусмотренный по маршруту. Но, обнаружив это, группу не разворачивает, поскольку через 2 км есть еще один правый поворот, по которому можно вернуться на нитку маршрута через Беляевку. После этого поворота дождь прекращается, и мы устраиваем обеденный привал.

Около двух часов дня дождь начинается снова. Нужно продолжать движение. С помощью GPS-навигатора П.А. прокладывает участок маршрута в Ясиновое через Беляевку, и мы уверенно движемся вперед. Довольно приличная дорога приводит нас в Беляевку, и... неожиданно заканчивается у одного из домов. Мы останавливаемся в недоумении. Из дома выходит человек пять местных жителей и наперебой начинают объяснять, что лучше вернуться на большую дорогу, хотя есть тропинка и через лес, но это "всего лишь на 3 км короче". В.Я. отдает команду двигаться через лес.

Под проливным дождем местный мужик охотно провожает нас до начала тропинки и желает счастливого пути. Через 100 метров тропа круто сворачивает вниз. Лес окружает нас не только со всех сторон, но и сверху. Колеса скользят по мокрой листве, приходится спешиваться. В сырой чащобе становится темно. И тут на нас набрасываются несметные полчища голодных комаров. Настоящий комариный ад! А между тем спуск сменяется еще более крутым подъемом. Напрягая последние силы, мы ведем велосипеды в руках. Когда идущий впереди П.А. останавливается, чтобы перевести дыхание, снизу, из недр комариного ада, начинают доноситься умоляющие вопли ни в чем не повинных лицеистов, истязаемых безжалостными вампирами.

Тропа выводит нас из лесной чащи не на дорогу, а на пшеничное поле рядом с кладбищем. Похоже, не всем нашим предшественникам удалось вырваться из этого гиблого места...

В магазинчике Ясинова мы скупили все "Сникерсы", которые там были. Отличное успокаивающее средство.

В половине пятого пополудни мы уже разбивали лагерь за селом Стрымовкой в сухом сосновом лесу на берегу речушки Тясмин. Дождь закончился. Небо сияло чистой голубизной сквозь ветви мачтового леса. Пока готовился ужин, желающие искупались в прохладных водах Тясмина. Тарас поспорил с Давидом, что может за 15 секунд выпить банку сгущенки. И выиграл. После всего пережитого он справился за 7 секунд.

За день пройдено 47 километров. Координаты стоянки 48°55.875'N, 32°19.412'E.

День 3. 17 июня.

После вчерашнего не слишком протяженного, но очень утомительного перехода, ранний подъем не объявлялся. Мы покинули стоянку в начале двенадцатого.

Как было сказано ранее, мы стояли на речке Тясмин в сосновом лесу. Сосновые леса растут на песке. А речки текут в низинах. Поэтому от места стоянки нам пришлось преодолевать подъемы по песчаным дорогам. Велосипед по песку ехать отказывается, увязая колесами. Приходится вести его в руках. А еще жара к полудню стояла градусов под тридцать. Так что, если вчера мы побывали на экскурсии в комарином аду, то сегодня познакомились с песчаным адом. Хотя, по словам В.Р., по сравнению со вчерашним это был не ад, а так, "адок".

В Ивангороде зашли в магазин у сельсовета. Хотя было время обеденного перерыва, он работал.

Основной целью сегодняшнего дня было посещение газокомпрессорной стации "Александровка" в нескольких километрах от Ивангорода. Но по дороге к ней заднее колесо велосипеда Давида начало болтаться в подшипнике так, что задевало раму. Попытки подтянуть подшипник не увенчались успехом: из-за адских условий работы он разрушился, из него выпали шарики. Ехать дальше было невозможно. На совещании было принято решение, что Давид и Дима вернутся на трассу Александровка – Кировоград и в Кировограде попытаются отремонтировать велосипед. В случае успеха мы встретимся с ними в условленном месте, в случае неудачи они вдвоем из Кировограда поездом отправятся в Одессу.

Вскоре две фигуры, ведущие велосипеды, скрылись в зелени придорожной посадки. Мы продолжили путь вдесятером.

На газокомпрессорной станции, расположенной в глубокой котловине, нас поначалу встретили довольно настороженно, но заранее подготовленное письмо от областного отдела образования оказало магическое действие. Охранники прочитали его вслух по телефону своему начальству, и, несмотря на воскресный день, нас впустили на территорию станции. Сначала мы побывали на пункте управления системами станции, а затем работник станции провел нас по всей территории и подробно рассказал о работе этих систем – фильтров, газоохладителей и других. Самую главную систему – один из семи турбокомпрессоров – нам даже показали изнутри, впустив в здание, где он установлен, через небольшую железную дверь. Интересно, что для работы компрессоров используется энергия сгорания того самого природного газа, который они перекачивают.

Обедать устроились уже под вечер в небольшом парке на перекрестке дорог в селе Болтышка. Это село известно тем, что в его окрестностях около 100 миллионов лет тому назад упал крупный метеорит. Диаметр кратера 24 километра, глубина – 550 метров. Но сегодня мы не обнаружили никаких признаков этого кратера.

От Болтышки до села Крымки дорога местами ужасная - булыжная мостовая с большим количеством подъемов и спусков. Зато перед селом Ставидла – длинный гладкий спуск к речке Сухой Ташлык, награда за все сегодняшние дорожные невзгоды.

Остановились в 18.45 в красивейшем месте над запруженной рекой, в конце дороги, по обе стороны обсаженной высокими старыми деревьями. Сначала купание, потом ужин, и, в завершение, когда стемнело настолько, что стал виден Млечный Путь – экскурсия по звездному небу.

В 20.00 связались с Димой и Давидом. Им удалось приобрести новое заднее колесо перед самым закрытием магазина велотоваров и отремонтировать велосипед. Завтра утренним автобусом они уезжают из Кировограда. Встреча с нами назначена на завтра в селе Панчево.

За день пройдено 39 километров. Координаты стоянки 48°50.714'N, 31°59.382'E.

День 4. 18 июня.

Выезжаем примерно в 9.15. Грунтовая дорога километр за километром тянется то вдоль посадок, то просто по полям, иногда поворачивая под прямым углом. Очень жарко. Время от времени мы ненадолго останавливаемся в тени, чтобы передохнуть. Только перед селом Панчево выезжаем на асфальт. Денис возносит хвалу тому, кто придумал это чудесное дорожное покрытие.

Появляется радиосвязь с Димой и Давидом (у нас с собой три портативные радиостанции, настроенные на одну длину волны). Ребята уже ждут нас в небольшом сквере в центре Панчева. Радость встречи, обмен впечатлениями, рассказы об интересных эпизодах. Обед, квас, мороженое. Отдых до двух часов дня, пока не начнет спадать жара.

Продолжаем движение в полном составе по маршруту, рассчитанному GPS. Поскольку карты, записанные в нем, уже немного устарели, то местами приходится двигаться по уже не существующим дорогам. Около километра едем по краю густо засеянного пшеничного поля вплотную к посадке. Руслан прокалывает колесо.

Перед селом Павловка - длинный ровный спуск, ведущий к довольно большому водоему, точнее, к серии прудов. На берегу этого водоема есть место для стоянки, но оно слишком открытое и сильно вытоптано пасущимися коровами. Да и останавливаться еще рано – 4 часа дня. Пользуясь программой Google Earth из Жениного iPod`а (к счастью, здесь есть мобильная связь), намечаем другое место стоянки, удовлетворяющее стандартным требованиям: водоем + лес. Прокладываем маршрут с помощью GPS. Получается 20 км по дорогам. Вполне преодолимое расстояние. "Сникерснув" и попив водички, вновь седлаем своих железных коней.

В начале восьмого прибываем в намеченную точку между селами Ленинское и Оникеево, на берег пруда на краю Чумацкого леса. Место стоянки превосходит все ожидания. Единственный недостаток – вода в пруду грязноватая. Кое-где плавает дохлая рыба. Но зато какая огромная! За водой для приготовления пищи приходится съездить в Ленинское, но в купании мы отказать себе не можем, несмотря ни на что.

Это наша последняя стоянка. Завтра – последний переход до станции Помошная, откуда поезд повезет нас домой. Поэтому вечер после ужина был посвящен подведению итогов экспедиции. Каждый из участников высказал свое мнение о том, что удалось, а что – не очень. Один из главных недостатков – низкая дисциплина на дороге. Езда "толпой" приводит к рваному ритму движения, снижает среднюю скорость, вызывает усталость, а порой (например, на крутых спусках и в населенных пунктах) просто небезопасна. Решили завтра попробовать двигаться в полном соответствии с правилами велотуризма.

А в целом велоэкспедиция – это здорово! Такого в лицее еще не бывало. И каждый из нас гордится тем, что был первопроходцем в этой замечательной затее.

За день пройдено 63 км. Координаты стоянки 48°31.270'N, 31°46.738'E.

День 5-й, последний. 19 июня.

Около 10 часов утра по улицам села Оникеево проследовала колонна из 12 велосипедистов. В яркой, нарядной велоформе, строго соблюдая дистанцию, ни на секунду не нарушая строй, колонна равномерно двигалась в идеальном порядке. Повороты, заблаговременно указываемые головным велосипедистом, тут же дублировались всеми участниками движения. Жители села высыпали на улицу, чтобы посмотреть на необычное для этих мест красочное зрелище. Босоногие мальчишки с завистью провожали колонну взглядами. "Это участники ЕВРО-2012!". Ненадолго остановившись у колодца, чтобы набрать воды, колонна скрылась за поворотом дороги в направлении села Новокрасное.

Сегодняшний переход был несложным. Дорога в основном проходила вдоль железнодорожного полотна, отделенная от него густой лесополосой. Это позволяло ехать в тени, без крутых подъемов и спусков. Правда, ямы на дороге были такими, что в них, как сказал Дима, "мог поместиться КАМАЗ". Но этим нас уже нельзя было удивить.

В районном центре Новоукраинка вкусно и недорого пообедали, а затем, чтобы переждать жару, устроились в тени деревьев на берегу речки Черный Ташлык. Искупались, понаблюдали за бесстрашными местными мальчишками, прыгающими с высокой скалы в реку. Как и всюду, отвечали на вопросы местных жителей, кто мы такие, откуда и куда направляемся. Как и везде, нам желали счастливой дороги. Даже местные собаки выражали свое расположение к нам всеми доступными им способами.

В половине шестого выехали из Новоукраинки, преодолели последние 15 км до Помошной. Попетляли по этому своеобразному городку железнодорожников, и к восьми вечера уже расположились на скамейках и карематах на перроне железнодорожной станции, вызывая с трудом сдерживаемое недовольство дежурных милиционеров.

За день проехали 57 километров. Общее расстояние, которое мы преодолели за всю экспедицию, 263 км.

Ночь 6-я, последняя. 20 июня.

В 1.14 электричка "Помошная – Одесса" уносит нас домой. В последнем, 9-м вагоне, кроме нас, никого нет. С вагонных полок гроздьями свисают рулями вниз велосипеды, прицепленные за седла. В две кучи свалены рюкзаки. Мы спим, занимая всё предоставленное нам пространство. Мы сделали это! Первая ВелоЭкспедиция Ришельевского лицея состоялась! В 6.57 прибываем в Одессу. НАМ ВСЕМ ЗАЧЁТ!!!

By П.Виктор, 22 июня 2012 года.

Экспедиция продолжается!

До следующей ВелоЭкспедиции!


Все подробности маршрута, включая переходы, стоянки, и наиболее примечательные объекты, можно увидеть здесь на спутниковых снимках в системе Google Earth

Установить программу Google Earth можно ОТСЮДА.

 

Авторы: Дмитрий Примикирио и Денис Левченко. Фотоальбом в исходном высоком качестве находится ЗДЕСЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дневник Валерии Ролановны

Поскольку впечатления и ощущения участников ВелоЭкспедиции не всегда можно передать словами, дневник Валерии Ролановны написан на понятном для всех языке рисунков.

Фильм о велоэкспедиции

Наиболее полное впечатление об экспедиции дает фильм, который можно скачать в форматах 720p5.1ch (2,1 Гбайт) или 1080i5.1ch (4,4 Гбайт), а также смотреть ONLINE.