Финиш большого трехлетнего марафона

Вот и завершились онлайн-трансляции курса физики, которые проводил наш лицейский первопроходец в деле освоения инновационных методов обучения Павел Андреевич Виктор. Накануне состоялся последний онлайн-урок. Теперь полный углублённый курс физики для специализированных физико-математических школ насчитывает 473 урока, систематизированные лекции рассортированы по разделам на канале «РЛ Физика». Курс охватывает все темы углублённой программы с 9 по 11 класс, от «Механики» до «Физики ядра».

      Это 3 года напряжённой работы Павла Андреевича, 3 года ежедневных онлайн-транляций, без монтажа, в прямом эфире. Эти систематизированные трансляции стали единственным на просторах интернета наиболее полным курсом физики, и конечно, предметом гордости не только самого Павла Андреевича, но и всего Ришельевского лицея.

За эти 3 года количество просмотров онлайн-уроков перевалило за 2 миллиона, а число подписчиков канала – за 20 тысяч! Слава о легендарных трансляциях уроков физики распространилась не только по самым передовым учебным заведениям Украины, но и дошла до Министерства образования и науки. В статье на министерском сайте, посвящённой визиту министра Лилии Гриневич в Ришельевский лицей, где она ознакомилась с наработками в области развития дистанционного обучения, отдельно сказано об онлайн-уроках Павла Виктора и приведена ссылка на трансляции.

 

Именно успех трансляций уроков физики вдохновил администрацию лицея заняться разработкой курсов дистанционного обучения. И сегодня Ришельевский лицей специальным указом Министерства образования и науки Украины стал экспериментальной площадкой Всеукраинского уровня по «Разработке и внедрению педагогических технологий дистанционного обучения на базе образовательного центра с использованием современных электронных средств коммуникации».

Благодарные зрители из разных уголков планеты пишут Павлу Андреевичу письма, в которых признаются, что его онлайн-курс буквально перевернул их жизни, открыл новые перспективы для роста и развития. Например, школьник Илья Усачёв признаётся, что прослушав курс Павла Виктора, стал лучшим учеником всей области, вот цитата из его письма:

«Здравствуйте, дорогой и многоуважаемый мной Павел Андреевич! Сегодня для меня больше, чем просто обычный майский день, сегодня закончился один из важных и серьезных моих жизненных этапов, а именно занятия с Вами. Я начал смотреть Ваш канал в конце мая прошлого года, потому что не смог понять по книжке Джанколи, как решать задачи, ну и так славно начал, что все лето по 10 часов в день сидел и смотрел Ваши уроки, при этом делая все конспекты и решая все домашние задания. Я Вам многим обязан, меня очень хвалил профессор нефтегазового университета, куда я собираюсь поступать. А лицеисты нашего областного центра равняются на меня, хотя я обычный парень с забытого богом края земли, где уровень образования по физике крайне низок. Лично я считаю, что Вы внесли огромнейший вклад в науку, ведь каждый человек может понять теперь благодаря Вам какие-то вещи, которые просто невозможно было бы понять по книгам. Проще, понятнее и доступнее сделать это, по сравнению с тем, что сделали Вы, было бы просто нереально. Если бы вся молодежь просмотрела все Ваши уроки, то наука, по крайней мере, на постсоветском пространстве поднялась бы на огромную планку. Да и вообще Вы показали мне и всем, кто видел Ваши уроки, образование будущего! Я бы хотел Вам выразить огромную благодарность за Ваши непосильные труды, за Ваше трудолюбие и за Вашу приятную харизму, которая сопровождала меня на протяжении всего предыдущего года. Я желаю Вам удачи во всем, хороших учеников и профессиональных достижений! И помните, что у Вас есть искренний друг, Илья Усачев».

 

Павел Андреевич признаётся, что за эти годы самой надёжной опорой ежедневных трансляций был его физический класс. Ребята очень любят и ценят своего классного руководителя, а потому атмосфера в классе всегда доверительная и доброжелательная. «Это надежный тыл, - говорит Павел Андреевич, - я пробовал начитывать лекции в пустом кабинете, без своих ребят, это было во время карантина, и это было невыносимо – работать в пустоту. Я как будто шёл по тончайшему льду, боясь оступиться. А когда в кабинете перед тобой – десятки горящих зорких глаз, которые вовремя могут исправить какой-то недочёт, ошибку в расчётах или задать правильный вопрос, то работается легко, вдохновенно и очень продуктивно. Так что я очень благодарен своим ребятам за такую надёжную поддержку, во многом курс состоялся именно благодаря им!»

Очень важно ощущать обратную связь и с интернет-аудиторией, признаётся Павел Виктор. «Ведь иногда дети в комментариях оставляют такие вопросы, над которыми нужно крепко подумать, прежде, чем дать ответ. Это вдохновляет меня, потому что интересные осмысленные вопросы дают пищу для размышлений» Георгий Тебелев как раз один из таких наиболее активных интернет-учеников, в своём письме Павлу Андреевичу он пишет:

«В моей школе курс физики давали для галочки, я начал искать альтернативу. Меня поразила та педантичность и любовь к своему делу, которые вы вкладывали в свои уроки. Я сразу понял, что попал по адресу. Несколько месяцев ушло на изучение и конспектирование уроков 9-10 класса. 11-й класс я смотрел в течение всего года в день выхода трансляции. С помощью Ваших уроков мне удалось примкнуть к олимпиадному движению: я стал призером олимпиады "Звезда" и "Физтех", которая дает льготы при поступлении в столичные вузы. С Вашей помощью я обрел систематизированные знания и базовую физическую картину мира. Желаю Вам дальнейших успехов, и верю, что Вы прославитесь со своим проектом, так как ничего подобного за целый год я не встретил. Очень грустно расставаться, с Вами было очень интересно. Спасибо!»

 

Учитель говорит, что оглядываясь на пройденный путь последних трёх лет, удивляется – как удалось осилить такой неподъёмный грандиозный труд? Ведь подготовка к лекциям, ежедневные трансляции, обработка комментариев и ответы на вопросы зрителям отнимали массу времени и сил. Окончив курс, проведя последнюю трансляцию, Павел Андреевич говорит, что испытал поначалу огромное облегчение, буквально порхал. Но уже на следующий день лёгкость и окрылённость сменились ощущением опустошенности. «Так бывает после большого и длительного байдарочного похода, когда возвращаясь в поезде, хочется побыстрее добраться до теплого и уютного дома. Но только переступая порог родной обители, ты уже начинаешь тосковать по природе, по туристическому драйву, экстриму, приключениям. В четырёх стенах становится душно, тесно, скучно, и ты начинаешь обдумывать следующее большое путешествие».

Каким будет следующий большой проект Павла Андреевича догадаться нетрудно, этой весной он выпускает свой физический класс, и набирает новый. Классное руководство и шефство над лицеистами-первокурсниками – непоседливыми, активными почемучками – вот новое большое дело, которому Павел Андреевич посвятит все свои силы и труды. Завоевать расположение ребят ему будет совсем несложно, ведь Павел Андреевич – человек добрейшей души, неординарного интеллекта и самого широкого круга увлечений от экстремальных путешествий и велопоходов до театральных экспромтов и лирических песен под гитару.

 

А пока начинается подготовка к активному отдыху – летней естественно-математической школе, велосипедной и экологической экспедициям Ришельевского лицея, традиционному велопробегу в честь дня рождения лицея. Новые приключения ждут, расслабляться некогда!

Автор – Ольга Добрынина.