Четвертая велоэкспедиция ВЭРЛ-2016

По старинным замкам и крепостям Подолии
(от Черновцов до Хмельницкого)

Эмблема ВЭРЛ-2016

14 - 22 июля 2016 года, 320 км

Общая характеристика маршрута ВЭРЛ-2016

Маршрут предыдущей, третьей велосипедной экспедиции частично проходил по левому берегу Днестра. Эта величественная река настолько потрясла нас своей красотой, что захотелось еще раз увидеть ее обрывистые берега. Тем более, что в прошлый раз мы побывали только на левом берегу реки, а правый берег не менее интересен. На нем расположена знаменитая Хотинская крепость. Да и на левом берегу есть что посмотреть. В прошлом году из-за непогоды мы не побывали на притоке Днестра Смотриче и в Каменец-Подольской крепости. А еще манили к себе реки Жванчик и Збруч, на берегах которых сохранились развалины старинных крепостей. Наконец, приток Смотрича речушка Мукша также заслуживает внимания. Во-первых, она протекает в каньонообразной долине, прорезая Подольские Толтры (или товтры) – невысокие известняковые горы, бывшие когда-то дном доисторического моря. Во-вторых, в 2010 году здесь проходил маршрут Экологической экспедиции Ришельевского лицея, и очень хотелось посмотреть, насколько изменились места ее проведения за шесть лет.

 


Установить программу Google Earth можно ОТСЮДА.

Состав Четвертой велоэкспедиции насчитывал 9 участников

 

Павел Виктор


Андрей Соколов


Сергей Визгалин


Сергей Зубрилин


Владимир Кийко


Ирина Королькова


Алексей Преподобный

Дмитрий Спинов

Александра Филистович

Подготовка к экспедиции

Экспедиции предшествовала длительная и серьезная подготовка.
     Во-первых, это разработка маршрута, которая велась на основе спутниковых снимков местности в системе Google Earth, топографических карт масштаба 1:100000, фотоматериалов и описаний местности в Интернете. Маршрут должен частично проходить по асфальту, чтобы перемещаться на значительные расстояния, а частично по грунтовым дорогам, так как именно такие, разбитые, с крутыми подъемами и спусками, дороги проходят по самым живописным местам. Кроме того, стоянки в большинстве своем должны быть на берегу водоема, так как после целого дня езды по жаре очень хочется искупаться. И еще, обязательно нужен некоторый запас времени и резервный вариант маршрута на случай непогоды, травм или поломок велосипеда (в этой экспедиции мы им как раз и воспользовались).
     Во-вторых, и это главное, участники экспедиции должны быть физически и морально подготовлены к серьезным многодневным нагрузкам. Поэтому все без исключения ребята еще в начале апреля успешно преодолели дистанцию велоралли "100 км за 10 часов", перед которым были тренировки протяженностью 40, 60 и 80 километров. В первых числах мая состоялся двухдневный велопоход к Севериновскому роднику с ночевкой в палатках, приготовлением пищи и всеми прочими атрибутами походной жизни.
     Наконец, в-третьих, за два дня до начала экспедиции прошел однодневный "пробный поход" для окончательной проверки технического состояния велосипедов, крепления велорюкзаков на багажниках. Здесь же ребята потренировались в упаковке велосипедов в чехлы для перевозки по железной дороге.
     Теперь понятно, почему число участников велоэкспедиций редко превышает 10 человек, и это всегда лицеисты-старшеклассники (а бывает – и выпускники).

По маршруту ВЭРЛ-2016 день за днем

День 0. 14 июля


Наконец-то настал день, которого мы ждали так долго! В 12 часов в лицей приехал Генеральный завхоз Сережа Визгалин с своим помощником Сережей Зубрилиным, чтобы окончательно проверить и распределить продукты и общественный груз между всеми участниками экспедиции. Остальные приехали в половине второго. Велосипеды отрегулированы, цепи смазаны, на багажниках надежно укреплены рюкзаки. Остается окончательно их загрузить, и можно отправляться на вокзал. Валерий Яковлевич выходит из своего кабинета, чтобы благословить нас и сделать традиционную "стартовую" фотографию. Без четверти три. Поехали! 

И тут оказывается, что чуть не забыли самую большую палатку, которая сиротливо лежит в холле на подоконнике. Спешно упаковываем ее и укрепляем на багажнике. Поехали!

Стоп! Велосипед Димы Спинова издает рычащие звуки, багажник перекосился и трется о заднее колесо. Андрей Витальевич остается с Димой устранять неисправность, а Павел Андреевич с остальными ребятами выезжают в сторону железнодорожного вокзала.

На вокзал Андрей Витальевич с Димой приезжают минут на десять позже остальных. Оказывается, у Димы не были как следует затянуты болты крепления багажника. 

Вскоре на посадку подают поезд (наш поезд №136 Одесса – Черновцы), мы довольно быстро, прямо на перроне перед вагоном, упаковываем велы в чехлы и размещаем их на третьих полках нашего изрядно потрепанного плацкартного вагона. Молодые дамы в одной из секций, куда мы поместили велы, жалуются на духоту и на то, что чехлы преградят поток воздуха от кондиционера на потолке. Бедняжки! Они и не подозревают, что в вагоне нет никаких кондиционеров.

Поезд отходит точно по расписанию. Наши места разбросаны по всему вагону, но, к счастью, три места находятся в одной секции, а на четвертое место пассажир так и не пришел. Тут мы все и собираемся, чтобы провести остаток дня в дружеской компании.

День 1. 15 июля


Прибываем в Черновцы. Здесь гораздо прохладнее по сравнению с Одессой, небо покрыто плотным слоем облаков. Сборка велов не потребовала много времени. Набираем питьевой воды во фляги, одеваемся по погоде. И тут начинается дождь. Мелкий и какой-то беспросветный. Тем не менее мы выезжаем.

Первое, что запоминается велосипедисту в Черновцах, – это булыжные мостовые и крутые подъемы и спуски. Сразу от вокзала улица идет вверх настолько круто, что опасаешься, не поскользнется ли вел на мокром булыжнике. А когда свыкнешься с булыжником, дождем и большим количеством транспорта на улицах, начинаешь замечать, насколько красива и своеобразна архитектура города. Чувствуется, что город полтораста лет входил в состав Австро-Венгерской империи Габсбургов.

С помощью GPS-навигатора и расспросов прохожих прокладываем путь к жемчужине Черновцов – университету. Раньше здесь была Резиденция Буковинских митрополитов. Это место включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. У входа во университет толпятся абитуриенты. Их запускают в университетский двор по одному, называя номера. Дежурный разрешил нам поставить велы позади домика-проходной и предложил тут же присоединиться к экскурсии по университету, которая вот-вот должна начаться. Так что нам повезло. Экскурсовод оказался доброжелательным остроумным дядькой, нам он понравился. Что же касается университета, то описывать его – дело неблагодарное, лучше всего посмотреть фотоальбом и фильм (в конце странички).

Пока шла экскурсия, тучи развеялись, и, когда мы выезжали из университета под завистливые взгляды несчастных абитуриентов, уже вовсю светило солнце. Перекусываем мороженым у какого-то магазинчика, покупаем пару буханок хлеба, снова ремонтируем багажник Димы и выезжаем из города. Перед мостом через Прут булыжная мостовая сменяется асфальтом, который по мере удаления от Черновцов незаметно переходит в не слишком ровную дорогу, присыпанную мелким щебнем. Езда по ней сопровождается характерным громким шуршанием и опасениями, как бы какой-нибудь острый камешек не проколол покрышку. Однако, обошлось. И, кстати, забегая наперед, хочется с гордостью сказать, что за всё время экспедиции у нас не было ни одного прокола.

Стоянку устраиваем точно в запланированном месте на берегу большого пруда с живописным островом посередине. После установки лагеря оба Сережи и Володя разворачивают рыболовные снасти и приступают к рыбной ловле. Ира решает задачи по химии, Саша и Дима играют в шахматы, Лёша за них болеет. Андрей Витальевич занят фотографированием, а Павел Андреевич готовит ужин, отвлекаясь время от времени на видеосъемку.

День удался. Проехали 19 километров. 

День 2. 16 июля


Сегодняшняя наша задача – выехать к Днестру, поскольку именно с Днестром и его притоками связаны самые интересные участки маршрута. После первого затяжного подъема сразу после стоянки дорога сравнительно ровная, хотя покрытие – по-прежнему мелкий щебень. Только в некоторых селах она покрыта ровным асфальтом. А села следуют одно за другим: Черновка, Топоривцы, Колинковцы, Грозинцы, Бочковцы, Шиловцы, Млынки, Поляна, Рашков, Гордивцы, Орестовка. И чем дальше удаляемся мы от Черновцов, тем скромнее выглядят села и хуже дорога. Даже вид кладбищ становится другим. Если вначале кресты на кладбищах каменные, строгие, то затем они сменяются скромными металлическими или деревянными, выкрашенными масляной краской. 

 Начиная от села Млынки, местность пересекают глубокие долины, по которым когда-то в древности текли воды притоков Днестра. Теперь дорога не только имеет отвратительное покрытие, но еще и превращается в непрерывные подъемы и спуски. Мы почти не крутим педали. На спусках приходится зажимать тормоза так, что немеют руки, а на подъемы выталкиваем велы вручную. И всё это в тридцатиградусную жару. Романтика!

В селе Орестовка делаем небольшую петлю, чтобы посмотреть на семейную усыпальницу генерал-майора Николая Яковлевича Гордеева, похороненного в 1873 году. Честно говоря, чем знаменит этот человек, мы так и не узнали. В Интернете есть несколько ссылок на разных людей с этими именем, отчеством и фамилией и примерно подходящими годами жизни. Пространство вокруг усыпальницы густо заросло, даже вход на маленькое кладбище найти не удалось, смотрели через ограду.

Наконец, спускаемся к Днестру. После оставленных позади кошмарных дорог езда по обыкновенной укатанной грунтовке, плавно спускающейся к воде, кажется райским наслаждением. Но вот беда: на берегу полно автомобилей, палаток. Сегодня суббота, и люди приехали на живописный берег отдохнуть и порыбачить. С трудом подыскиваем место под деревьями на довольно замусоренном берегу в 15 метрах от старенького жигулёнка с рыбаками, настроенными, впрочем, очень доброжелательно. Вначале чувствуем себя неуютно, но после установки палаток и купания в Днестре, когда на газовой горелке булькает что-то вкусное в котелке, усталость отступает, и в душе каждого из нас воцаряется полная гармония с окружающим миром.

День удался. Проехали 53 километра. 

День 3. 17 июля


Сворачиваем лагерь без каких-либо происшествий и в 9.20 выезжаем на маршрут. Примерно через километр, возле каплички в селе Пригородок набираем питьевой воды. Дальше – довольно крутой подъем от реки по изрытой дороге, который приводит нас на ровную, но пыльную грунтовку, а еще через пару километров мы оказываемся на великолепной асфальтовой дороге, трассе Н-03, соединяющей Черновцы и Хмельницкий. Она приводит нас к кольцевой развязке с деревянной вышкой в центре в стиле старинных казацких сторожевых вышек. От нее сворачиваем направо в сторону Хотина.

Знакомство с Хотинской крепостью – одна из главных задач нашей экспедиции. Приобретаем билеты и заводим велы на территорию крепости. К самому замку ведет крутой спуск, который на обратном пути будет таким же крутым подъемом. Помня об этом, оставляем велы у крепостных ворот на попечение Андрея Витальевича и налегке спускаемся к центральному замку Хотинской крепости.

Хотин – городок с нелегкой судьбой. Еще в XIII веке Хотинская крепость была возведена для защиты границ Галицко-Волынского княжества от набегов степных орд. Позднее, во второй половине XV века, когда Хотин входил в состав Молдавского княжества, крепость достроили. После этого Хотин побывал в руках Польши, Турции, Российской империи, Румынии, Австрии. Веками его жители не знали покоя. Битвы при Хотине и осады его крепости происходили в 1509, 1530, 1621, 1673, 1739, 1769, 1788, 1807, 1812-м годах.

После Хотина дорога представляет собой ровный, длинный и крутой спуск к Днестру. Ну как тут не бросить тормоза и не отдаться на волю скорости! К концу спуска, не крутя педали, разгоняем велы до 51 км/ч. Но скорость коварна. В самом конце спуска дорога становится немного неровной, и при резком торможении задним тормозом велосипед Иры теряет устойчивость. Вел заносит, Ира падает на полной скорости. К счастью, всё обходится синяками и ссадинами. После оказания первой медицинской и психологической помощи (в последней нуждается не только Ира) продолжаем путь. Павел Андреевич (он едет в голове колонны) дает себе молчаливую клятву в любых обстоятельствах до конца экспедиции не превышать скорости в 30 км/ч.

За мостом через Днестр с села Жванец начинается Хмельницкая область. В селе находятся развалины Жванецкого замка, куда мы тут же направляемся. Жванецкий замок построен в XV веке. В сентябре-декабре 1653 года запорожские казаки осаждали здесь войска Речи Посполитой. Сейчас от замка осталась лишь полуразрушенная пятиугольная башня на высоком крутом берегу притока Днестра речки Жванчик. Рядом с башней над обрывом – ДОТ времен Второй мировой войны.

После села Жванец дорога ведет нас параллельно Днестру вверх по течению через устья двух притоков: Жванчика и Збруча. Расстояние между устьями всего 3 километра. Интересно, что через каждый из притоков построено два моста – старый и новый. Все мосты действующие. После моста через Збруч начинается Тернопольская область (третья область за сегодняшний день). Въезжаем в село Окопы. Это удивительное место! Село находится почти на острове, омываемом с одной стороны Днестром, а с другой – Збручем. В самом узком месте перешеек между этими реками имеет ширину всего 200 метров. И вполне естественно, что на этом перешейке в старину была построена крепость. От Окопской крепости теперь остались только двое ворот: Каменецкие и Львовские, да церковь святой Троицы, построенная внутри крепости в 1693 году, через год после возведения самой крепости. Крепость была пунктом обороны польской армии от Османской империи в 1692 – 1699 годах.

На перешейке над крутым берегом Збруча устраиваем обед всухомятку. А тем временем бурные атмосферные процессы начинают внушать беспокойство. Поднимается ветер, над головами повисают тяжелые сизые тучи. Нужно быстрее ехать к месту запланированной стоянки на противоположном берегу Збруча. Это еще добрые полтора десятка километров. Как бы не попасть под дождь!

Возвращаемся в Хмельницкую область и движемся вверх по течению Збруча по его левому берегу через село с одноименным названием. Дорога такая же, как во второй день экспедиции: тут тебе и подъемы-спуски, и щебёнка под колесами. Наша цель – стоянка в районе заброшенного пионерского лагеря. Он должен быть где-то здесь, остается только спуститься по дороге через лес. Но неожиданно дорога становится всё менее заметной, сменяясь зарослями высокой травы. Павел Андреевич с Сережей Визгалиным оставляют велы и отправляются в лес на разведку. Через десять минут возвращаются растерянные и искусанные крапивой. Дороги нет. А тучи всё ниже, а ветер всё сильнее...

За полкилометра до того места, где мы застряли, вниз к реке ведет малозаметная грунтовка. Спуск по ней не предусмотрен маршрутом, но в нашем положении выбирать не приходится.  Возвращаемся и сворачиваем на нее. Дорога становится всё более крутой, неровной и извилистой, так что местами приходится проводить велы пешком. Но в самом конце!... Ровная чистая полянка среди деревьев на самом берегу Збруча, возле которой стоят два легковых автомобиля и спешно прогревают двигатели, чтобы уехать, пока надвигающийся дождь не размыл грунтовые дороги. Мы мгновенно занимаем полянку и разворачиваем лагерь. Через несколько минут начинается дождь.

Несмотря ни на что, день удался. Посовещавшись в сторонке, руководство ВЭРЛ-2016 торжественно объявляет, что завтра будет днёвка. О! Какой прекрасный сегодня день! Проехали 47 километров.

День 4. 18 июля


Днёвка, отдых. После четырех дней напряженного кручения педалей он, конечно, необходим. К тому же нужно дать Ире возможность хоть немного восстановиться после падения. Да и пасмурная ветреная погода, вот-вот готовая превратиться в дождливую, не вызывает желания сниматься с такого уютного и живописного места.

Мы стоим у самой воды на ровном берегу Збруча. Неподалеку – грунтовая дорога, уходящая вдоль берега в сторону села Збруч. Завтра по ней легко будет продолжить движение. Через дорогу вверх уходит зеленый склон. Поднимешься на него – и видишь во всей красе долину, по дну которой вьется речка. Любоваться ею даже в пасмурную погоду можно бесконечно.

Спешить некуда. Насобирали дров, разводим костер, чтобы погреться, просушить намокшие под вчерашним дождем вещи и просто поболтать о том, о сём. На газовой горелке булькает в котелке гороховый суп с двойной порцией тушенки, а над костром в это время поджариваются хрустящие кубики гренок. На оливковом масле!

После обеда отправляемся вверх по течению Збруча к заброшенному пионерскому лагерю. От него ничего не осталось. Даже развалины каменных построек нашли с трудом. Лишь огромные старые тополя, высаженные строго вдоль одной прямой, говорят о том, что здесь была цивилизация. Дальше дорога превращается в узкую тропу над берегом, которая приводит нас к водопаду на притоке Збруча. По расходу воды он небольшой, но довольно высокий. Струи воды с трескучим звуком разбиваются о каменное основание водопада.

Вокруг полно огромных улиток. В такую влажную прохладную погоду они чувствуют себя прекрасно. Насобирали их больше десятка, сфотографировали, принесли в лагерь, продемонстрировали Сереже Визгалину и Ире, оставшимся у палаток. Что еще делать с этими равликами? Отпускаем на свободу.

Ближе к вечеру чистим, смазываем и регулируем велы. Завтра предстоит преодолеть немалое расстояние.

День удался. Хотя не проехали ни одного километра.

День 5. 19 июля


Наш путь лежит в сторону Каменца-Подольского. Конечно, можно было бы добраться до него всего за несколько часов по дороге Н-03. Но ведь интересен не результат, а сам процесс. Интересно по дороге увидеть впадение в Днестр реки Смотрич, на которой стоит Каменец-Подольский. А для этого нужно проехать дополнительно около 70 километров.

Сегодня нам повезло. Стоит ясная, нежаркая, ветреная погода. Но самое главное – ветер на протяжении всего пути – попутный!

Снова проезжаем устье Жванчика, пересекаем Днестр по знакомому мосту в селе Атаки, который возвращает нас в Черновицкую область, минуем кольцевую развязку с казацкой наблюдательной вышкой, едем по объездной дороге вокруг Хотина. Дорога отличная, асфальтовая, ветер прибавляет скорости. Красота! 

На окраине Хотина – большое стеклянное здание с надписью "Родничок". Судя по всему, здесь продают всё необходимое для обустройства колодцев. Во дворе красивый колодец в виде кувшина. Останавливаемся, чтобы набрать воды. Когда уже вытаскиваем из колодца полное ведро, подходит девушка и сообщает, что вода не питьевая. Жаль...

Благодаря хорошей дороге и попутному ветру уже к полудню проезжаем половину намеченной дистанции. Можно особенно не торопиться. Поэтому во время обеденного привала в придорожной посадке, помимо обычных бутербродов с паштетом или рыбных консервов, готовим горячий чай.

Сёла в этих местах следуют уже не так часто, как вблизи Черновцов, да и расположены они в стороне от дороги, в живописных зеленых долинах. А сама дорога идет по верху, по водоразделу, поэтому с нее на километры вокруг открываются радующие глаз зеленые поля с островками сёл.

В районном центре Кельменцы делаем остановку для приобретения недостающих медикаментов (Андрей Витальевич, наш мед-отец, интенсивно лечит Иру и Диму, который еще в июне в Экологической экспедиции чуть не ампутировал себе ногу с помощью топора). Здесь же завхоз Сережа Визгалин проводит крупную закупку продовольствия.

За селом Ленковцы асфальт сменяется грунтовкой, но нас это не смущает, поскольку до стоянки уже не особенно далеко. Местность становится безлюдной. Днестр здесь выписывает несколько огромных петель, мы въезжаем в одну из них и оказываемся на полуострове. Грунтовка начинает спускаться к реке, и с высокого берега открывается вид, который никого не может оставить равнодушным. Справа – желтое поле подсолнечника, слева и спереди – необозримый простор Днестра с каменистыми берегами, круто уходящими в воду.

Мы сбрасываем около 60 метров высоты и после недолгих поисков располагаемся на стоянку под деревьями метрах в пятидесяти от воды. Пожалуй, по красоте это место не уступает предыдущей стоянке, но характер этой красоты совсем другой. Здесь очень просторно, ширина Днестра метров 400, по нему туда-сюда ходит теплоходик "Хотин", на верхней палубе которого под громкую музыку пляшут подвыпившие пассажиры. Далекий противоположный берег вертикально обрывается к воде. Правда, от реки дует довольно сильный холодный ветер, но это никого нисколько не смущает. Ведь у нас есть жаркий костер, горячий ужин и теплая компания.

День однозначно удался. Проехали 67 километров.

День 6. 20 июля


За ночь ветер приутих, с утра установилась не очень жаркая солнечная погода. В самый раз для продолжения нашего путешествия. От воды по сравнительно пологому подъему выезжаем на высокий берег Днестра. Простор неописуемый. Всё вокруг заполнено синевой воды и неба, зеленью трав и деревьев. Ради того, чтобы это увидеть своими глазами, стоило преодолеть оставшиеся позади километры. Едешь, и не верится, что это происходит с тобой.

За селом Вороновица выезжаем на северный край того самого полуострова, который образовался почти замкнутой петлёй Днестра. Именно здесь в Днестр впадает его левый приток Смотрич. К нему, в село Устье каждый чётный час ходит паром. Нам повезло. Как только мы спустились к воде, паром отделился от противоположного берега и стал медленно приближаться. На нем грузовики, легковушки. Минут через двадцать они уже съезжали на нашем берегу.

На паром грузимся без проблем. Стоимость переправы 10 гривень с велосипеда. Обстановка очень приятная. Люди приветливые, предупредительные. Чувствуешь себя уютно, по-домашнему. Вокруг – залитый солнцем водный простор, окаймленный высокими обрывистыми берегами Днестра и Смотрича. Постепенно приближается пристань в Устье. Держа велосипеды за руль, готовимся к высадке. Нам выходить первыми.

В Устье закатываем велы на 70-метровый подъем и по асфальту едем в направлении Каменца-Подольского. Но прямо в город не едем. Километров за пять до Каменца сворачиваем с трассы на присыпанную щебнем грунтовку, чтобы побывать в каньоне Смотрича. Каменистая дорога вскоре начинает настолько резко спускаться вниз, что на одном участке для безопасности приходится спешиться. Мы оказываемся на самом дне каньона с вертикальными стенами высотой несколько десятков метров, где расположилось старинное село Пановцы с богатейшей историей.

Пановцы, как и другие сёла в каньоне Смотрича, сильно отличаются от типичных сел степной части Украины. Это особый, уединенный, тесный мирок. Всего одна улица вдоль реки. Заборы представляют собой стены высотой около полутора метров, выложенные из известняка. За хатой – огород, после которого идет полоса густых деревьев, а за ней притаилась бесшумно текущая неширокая река.  В одном месте через речку переброшен узкий мостик. По конструкции он очень напоминает железнодорожный мост в миниатюре, только вместо рельсов – дощатый настил, который грохочет, когда по нему едешь на велосипеде. Затем подъем метров на 30 в верхнюю часть села, где расположена церковь. В этой части села хат гораздо меньше, люди стараются селиться внизу, поближе к реке. Здесь нас застаёт небольшой дождь, который заканчивается минут через десять.

Дальше дорога снова резко спускается к еще одному узенькому мосту, ведущему в село Зубровка. Здесь, рядом с мостиком, высятся огромные каменные башни, выложенные из гранита. Это опоры железнодорожного моста, который в 1916 году должен был соединить Австро-Венгерскую и Российскую империи, но так и не был достроен. Помешала Первая мировая война. Прошло сто лет, а опоры выглядят так, словно их только что возвели.

В Каменец-Подольский въезжаем около часа дня. Пора обедать. Останавливаемся у небольшого кафе рядом с продуктовым магазином. Дергаем дверь кафе. Закрыто. Ладно... Прикупим чего-нибудь в магазине... И в этот момент появляется хозяйка кафе. Она была в магазине и увидела нас через систему видеонаблюдения. Предложила сварить нам пельменей. Тут же покупаем 3 килограмма в магазине, и через полчаса за столиками на свежем воздухе устраиваем настоящий пир. Вилки! Тарелки!! Салфетки!!! Вкусно, сытно и недорого. Теперь можно и в Старую крепость!

Каменец – чудесный городок. Он не пытается выглядеть больше, чем есть на самом деле, и в этом его очарование. Булыжные мостовые, по которым прошли многие народы, владевшие городом в разное время, приводят нас к мосту, ведущему в Каменец-Подольскую крепость. Глядя на ее стены и башни, вспоминаешь романы Вальтера Скотта и заставку Walt Disney Pictures. 

Крепость очень старая. Впервые она упоминается в 1374 году в грамоте литовского князя Юрия Кориатовича. В XV веке эти места завоевывают поляки, а в 1672 году – турки. В конце XVII века город снова переходит к Польше, а немного позднее, при разделе Речи Посполитой, Каменец-Подольский отходит к Российской империи.

От Каменца-Подольского едем на север сначала по трассе Н-03 на Хмельницкий, а потом, после поворота налево, по дороге вдоль долины реки Мукша, притока Днестра, через село Гуменцы. Для нас, ришельевцев, эта местность знаменита тем, что здесь проходил маршрут Экологической экспедиции 2010 года, самой масштабной в истории ЭЭРЛ (она насчитывала 107 участников). В селе набираем воды из колодца, у которого останавливались на привал измученные 15-километровым переходом по жаркой степи и железнодорожному полотну участники ЭЭРЛ-2010. Здесь за шесть лет совершенно ничего не изменилось. А еще село Гуменцы известно крупным цементным заводом, трубы которого видны за много километров. Шесть лет назад он стал осью, вокруг которой вращалась всё художественное творчество ЭЭРЛ-2010. А песня о цементном заводе в Гуменцах стала хитом экспедиции.

Останавливаемся на ночлег в точности на стоянке ЭЭРЛ-2010. Здесь также всё по-прежнему. Длинная зелёная поляна, отделенная от дороги рядом деревьев, неширокая Мукша с поросшими камышом берегами, выложенная из камней запруда, с которой очень удобно умываться, набирать воду, мыть посуду и стирать.

День удался. Проехали 47 километров.

День 7. 21 июля


Ночью все немного замерзли: температура под утро упала ниже 10 градусов.

Сегодняшний день интересен тем, что наш маршрут частично перекрывается с маршрутами сразу двух экспедиций: в начальной своей части с маршрутом ЭЭРЛ-2010, а в конечной – с маршрутом Велоэкспедиции 2014 года. Так что этот живописный кусочек Украины мы изучим досконально.

Поднимаемся вверх по течению Мукши и селе Приворотье Второе сворачиваем на запад. Грунтовая дорога почти белого цвета, поскольку она присыпана известняком, который в больших количествах добывают из многочисленных карьеров, разбросанных тут и там. На фоне белой дороги ясное небо кажется темно синим. Впереди – толтры Четыре Кавалера. Это четыре горы примерно одной высоты, выстроившиеся вдоль прямой недалеко от дороги. 

Подъезжаем поближе, оставляем велы у дороги и налегке взбираемся на ближайшую и самую высокую из гор. Отсюда открывается великолепная панорама на десятки километров. Прекрасно виден цементный завод с его трубами и складом известняка в виде отблескивающей на солнце полусферы. С противоположной стороны – две островерхие колокольни костела в селе Сахкамень. А внизу, под нами, – железнодорожная ветка, как игрушечная.

Дорогу сегодня трудно назвать увлекательной. Хотя покрытие вполне приличное, асфальт, но дует сильный боковой ветер. Из объектов, мимо которых пролегает наш путь, заслуживают упоминания костел в селе Сахкамень и новый современный элеватор на станции Балин. Мы не сразу поняли, что это такое: огромные цилиндрические ёмкости, поблескивающие металлом, на одной из которых красуется надпись "Кернел". Кстати, выбоины в асфальте дороги, по которой мы едем, заполнены пшеничными зернами, и по ней снуют туда-сюда зерновозы с табличкой "Кернел" за ветровым стеклом. Уборка урожая идет полным ходом. Еще запомнилось огромное поле солнечной электростанции уже поближе к Ярмолинцам.

После Ярмолинцев снова выезжаем на дорогу Н-03, ведущую к Хмельницкому. Здесь уже проезжала ВЭРЛ-2014. Это начало финишной прямой как предыдущей, так и нынешней велоэкспедиции. И на этой прямой есть особая точка – мощный центр притяжения под названием "Пирожковый рай". Здесь мы проводим не меньше часа.

Дальше остается проехать около пяти километров до проверенного места стоянки: небольшой полянки на краю поля, обрамленной яблонями, в нескольких сотнях метров от центра реабилитации наркозависимой молодежи. Место не очень веселое, с кладбищем неподалеку, и нет поблизости никакого водоема. Но вблизи крупного города (а до Хмельницкого осталось совсем немного) вряд ли можно найти что-то более привлекательное, не отклоняясь сильно от маршрута.

Вместо чая на ужин сегодня компот из яблок. Точнее, "чайпот" – фирменный экспедиционный напиток, удачно сочетающий богатый вкус компота с тонизирующими свойствами крепкого чая. 

День удался. Проехали 70 километров.

День 8. 22 июля


Ну вот и всё! До финиша – до вокзала в Хмельницком – остается каких-то 27 километров, а поезд №132 Хмельницкий-Херсон отправится только в 20.54. Завтра в 4.23 мы уже будем дома, в Одессе.

Не спеша сворачиваем лагерь, проверяем состояние велосипедов. Они ни разу не подвели нас на далеко не простом пути. Первые километры, первая стоянка кажутся очень далеко в прошлом, заслоненные множеством ярких событий последующих дней экспедиции. А сколько интересного мы узнали друг о друге и о себе! Если лицей нас сблизил, то экспедиция нас сроднила.

Последний "экскурсионный объект" ВЭРЛ-2016 тот же, что и в прошлой велоэкспедиции: пиццерия "Челентано". А потом вокзал, упаковка велов в чехлы, звонки домой и неспешное ожидание поезда.

Эти дни были не худшими из прожитых дней. Скажем друг другу за это сердечное спасибо! 

Экспедиция удалась! Проехали 320 километров.

П.Виктор, 24 августа 2016 года


До следующей велоэкспедиции!

   
 Фотоальбом Саши Филистович  Фотоальбом Андрея Витальевича

Фильм Павла Андреевича

Высококачественную копию фильма (1080p50, 17 Гбайт) можно скачать ЗДЕСЬ.