1817-1837


Так выглядел наш лицей 190 лет назад.

В 1817 году в южном регионе России было решено создать весьма престижное учебное заведение закрытого типа – лицей. Назвали его в честь генерал-губернатора края герцога Армана Эммануэля дю Плесси Ришелье.

Историю лицея можно разделить на два периода: первый (1817-1837 гг.), когда он был по типу ближе к среднему учебному заведению, и второй (1837-1864 гг.), когда по структуре, программам, системе преподавания он фактически стал высшим учебным заведением.

Первоначально лицей был расположен в здании, в котором раньше находились приходское и уездное училища, а также благородный институт. Постройка занимала полквартала, выходя главным фасадом на Екатерининскую улицу, а боковыми – на Ланжероновскую и Дерибасовскую. В 1857 году лицей переехал в новый дом на улицу Дворянскую.

Ришельевский лицей стал вторым после Царскосельского в Российской империи и первым на территории Украины. Его открытие имело огромное значение не только для нашего молодого города, но и для всей страны. Наиболее знатные семьи не только Украины, но и Москвы, Петербурга, Варшавы, придунайских княжеств, Малой Азии и даже Северной Африки отдавали в лицей на обучение и воспитание своих детей. Именно здесь учились сыновья князей Волконского и Четвертинского, графа Сен-При и других выдающихся лиц России.

19 (7) января 1818 года в Одессе состоялось торжественное открытие лицея. В областном архиве хранится интересный документ об этом событии. Вот несколько строк из него: «Января 7 числа 1818 г. настало здесь торжественное открытие Ришельевского лицея. Акт начался речью генерал-губернатора графа Ланжерона. При акте присутствовали множество граждан города, всего около 500 лиц, в том числе духовенство, чиновники и прочие почетные граждане». Заслуживает внимания речь новороссийского военного губернатора и одесского градоначальника графа А. Ф. Ланжерона: «Учреждение лицея в стране, недавно вышедшей из неизвестности, в стране, многие века бывшей необработанной и ненаселенной, есть событие, сколько славное для России, коей свидетельствует оно об успехах и могуществе, столько и полезное для здешнего края, коего оно утвердит благосостоянием; с сим вместе оно важно и для славы наук, коих счастливое влияние довершат блаженство новой России». В конце он обратился к лицеистам: «Но знайте, любезные дети, что к сим вожделенным событиям вы можете достигнуть токмо неусыпною прилежностью к наукам, уважением и беспредельною покорностью к достойным вашим наставникам, которых вы должны почитать вторыми отцами вашими; и которые столь много заслуживают вашу доверенность и вашу любовь».

2 мая 1817 года с официальным открытием лицея был утвержден его устав, а 15 мая вышел указ об отчислении в пользу лицея по 2,5 коп. серебром из каждой четверти пшеницы, которая вывозилась за границу.

                    

Первым директором Ришельевского лицея с 1817 по 1820 гг. был аббат Шарль Николь, лицо весьма примечательное. Он родился во Франции, переехал в Петербург, где приобрел репутацию известного преподавателя. В его школе воспитывались братья Орловы, Голицын, Нарышкин, Гагарин, Меньшиков, Волконский. «Собственная школа – это моя жизнь», – говорил он. Герцог Ришелье знал аббата Николя еще со школьной скамьи, внимательно следил за его деятельностью в России. Благодаря Ришелье «аббат был переведен в Смоленские каноники и предназначенный на пост визитатора латинских церквей на Юге». Поэтому когда речь зашла о директоре лицея, свой выбор герцог остановил на его кандидатуре. Управление аббата Николя было счастливой эпохой для лицея. «Внешность аббата Николя, – пишет бывший воспитанник лицея, – была привлекательная, речь мягкая, черты вызывали доверие, доброта неписаная; не слышно было, чтобы он крикнул на кого-нибудь; случалось, если он делает воспитаннику замечание или укор, то так тихо, что тот чуть слышит, к кому обращается речь, словом сказать, он был чутким отцом и заботливой матерью». Известный поэт К. Н. Батюшков пишет: «Лицей в цветущем состоянии, и дети здесь счастливые; они в добрых руках. Дай бог здоровья аб. Николя, что готовит полезных людей для государства; он неутомимый и метода его прекрасная».

Когда император Александр І посетил лицей, то он остался им чрезвычайно доволен, благодарил аббата Николя и наградил его орденом Анны II степени с бриллиантами. После него директорами лицея были Рэмэ Аксифьевич Жиле (1820-1821 гг.), Алоиз Иванович Гейнлет-Йосиф (1821-1825 гг.), Иван Семенович Орлай (1826-1829 гг.), Николай Иванович Синицын (1832-1844 гг.), Александр Григорьевич Петров (1844-1852 гг.), Николай Никифорович Мурзакевич (1853-1857 гг.) и другие.

На протяжении первого периода истории лицея его учебные планы не предусматривали специализации, а обучение длилось 8 лет. До 1820 года преподавание велось на французском языке. При директоре И. С. Орлае учебные программы были переработаны, в них включили математику, физику, химию, биологию, географию, историю и другие предметы, также были усовершенствованы методы преподавания и открыто педагогическое отделение (позднее пединститут), где готовили учителей для уездных и коммерческих школ. В 1837 году были организованы физико-математическое и юридическое отделения, институт восточных языков, который выпускал переводчиков для воинских учреждений.

Фактически лицей состоял из четырех учреждений:

  1. Начальное подготовительное училище, в котором было три класса. Здесь учили чтению, письму, русскому, греческому, итальянскому, немецкому, французскому языкам, а также давали начальные знания об арифметике и религии.
  2. Собственно лицей, который состоял из пяти классов. Здесь изучали грамматику русского, латинского, греческого, французского, немецкого, итальянского языков, а также литературу (словесность), риторику, географию, статистику, математику, физику, военное дело и «приятные искусства» (танцы, фехтование).
  3. Два высших дополнительных училища (что-то наподобие факультетов), которые имели по два класса. В любом из них учились по два года. В одном преподавали правоведение и политэкономию, во втором – коммерческие науки и бухгалтерию.
  4. Четвертым учреждением, которое входило в лицей, был так называемый педагогический институт. Его воспитанники, окончив курс обучения, оставались в лицее на шесть лет: первые четыре года в роли надзирателей, и два года – адъюнктами при профессорах.

Лицей был закрытым учебным заведением, предназначавшемся для детей аристократов и богатого купечества. Все ученики делились на пансионеров, проживающих в лицее (так называемых внутренних), и приходящих (внешних). Студенты Ришельевского лицея носили форменную одежду, а с 25 октября 1838 года – еще шпаги и треугольные шляпы: «Государь Император высочайше повелеть желает: разрешить студентам Ришельевского лицея носить при мундирах и мундирных сюртуках шпаги и треугольные шляпы по форме, созданной для университетских студентов». Награждались студенты специальной медалью «согласно рисунку, высочайше утвержденному».

Дисциплина в лицее была суровой. В правилах для студентов, утвержденных попечителем Одесского учебного округа 5 декабря 1853 года, предполагалось: за отсутствие на 6 лекциях в течение месяца без достаточной причины – выговор директора, а за пропуск 12 лекций – заключение в карцер. Если прогулы повторялись, то студента конце года лишали права на сдачу экзамена, оставляя на второй год или исключая из лицея. Выходить за пределы лицея пансионерам разрешалось только в праздничные дни. Все свободное время лицеисты проводили за чтением, но круг книг был ограничен только теми, которые были необходимы для обучения.

Однако интересы лицеистов были значительно шире, чем официально предусматривалось рамками программы. В 1819 году они организовали литературное общество. А. С. Пушкин во время пребывания в Одессе в 1823-1824 гг. часто посещал лицей, читал здесь свои стихи. Лицеисты читали его поэму «Руслан и Людмила», «Горе от ума» А.С. Грибоедова. В лицее бывал и молодой поэт К. Н. Батюшков. В 1825 году лицеистов наведал и Адам Мицкевич. Неудивительно, что первым «пропагандистом» творчества Пушкина в заграничных изданиях выступил один из активных членов литературного общества, выпускник лицея С. Д. Полторацкий.

Интересна и такая деталь. Лицей, как в учебной, так и хозяйственной части, имел свое внутреннее правление, председателем которого был одесский градоначальник, а членами – родители, дети которых учились в лицее. Их обязанностью была «забота за точным соблюдением правил Устава», но они не имели права вводить от себя какие-либо установления без разрешения на то высшего руководства. Члены правления следили за поведением и успехами учеников, и в конце каждой недели они отчитывались об этом, присутствовали на экзаменах, подтверждали счета эконома лицея, выбирали профессоров, адъюнктов и надзирателей.


Проект здания Ришельевского лицея (архитектор Монферан).
Проект осуществлен не был.