Парта под открытым небом

Валерий Яковлевич КОЛЕБОШИН,
директор Ришельевского лицея, ранее начальник экологической экспедиции

Сегодня ребенка окружает искусственный и придуманный мир. Электронные учебники, отвлеченные от реальной природы компьютерные игры, страшилки и ужастики, чудовища и вампиры с телеэкранов. В школах давно перестали учить ученика добывать знания самостоятельно. Особенно это актуально для дисциплин о природе. В учебниках материал дается без учета возрастных особенностей, располагается сумбурно, без межпредметных взаимосвязей, во многих случаях оторванно от реальности и современных научных достижений. Материал в школьных учебниках, благодаря современным медиа средствам, успевает устареть еще до того, как книга увидит свет. После работы с такими учебниками навсегда отпадает желание изучать окружающий мир. Если какие-либо представления о явлениях природы еще как-то можно получить, то о навыках и умениях говорить не приходиться. Школа стала учить не практическому опыту, а готовить молодых «теоретиков» по всем дисциплинам.

С другой стороны,  у детей остро развито чувство любознательности. Инстинкт самосохранения порождает интерес к окружающему. Желание, как в младенчестве, разобрать игрушку и посмотреть, что там внутри, еще сохранился.

Задача взрослых, и прежде всего ПЕДАГОГА и УЧИТЕЛЯ, - помочь ребенку. Помочь ему увидеть и потрогать реальный мир, чем удовлетворить его естественное любопытство.  Нужно только суметь правильно преподнести интересный материал. Здесь важно найти формы и методы, позволяющие пробудить и активизировать процесс самостоятельного познания.

Одной из таких форм работы с детьми стали очень многочисленные турниры юных физиков, биологов, химиков и т.д. Их популярность объясняется не только демократичностью и открытостью формы проведения интеллектуальных соревнований, но и подборкой «живых» интересных задач для них. Из того, что нас окружает непосредственно, и того, с чем мы сталкиваемся регулярно.

Это далеко не единственная форма работы с детьми. Стоит также отметить способ вовлечения в мир знаний тех школьников, которые могут быть небезразличны к окружающему, но не хотят участвовать в олимпиадах по разным причинам. Воспитание бережного отношения к природе является одной из составных экологического воспитания и образования современной молодежи. Но перед этим нужно научить школьников ЛЮБИТЬ красоту окружающей живой и неживой природы, радоваться соприкосновению с ней.

Речь идет об экологическом ликбезе, который является формой активного познания. Одно из его направлений – экологические экспедиции – можно назвать партой под открытым небом. Ведь только увидев небо, не то, которое простирается над городами и селами, а вдали от дома в широкой украинской степи,там, где твой дом – палатка; когда тебя пробирает легкий озноб (то ли от холода, то ли от масштабности окружающего пространства и до боли режущей тишины), ты начинаешь задавать вопросы, не стесняясь их наивности, которые действительно тебя интересуют, – о созвездиях, об устройстве Вселенной, о нашем месте на земле... Соприкоснуться с природой, потрогать ее, прочувствовать можно только погрузившись в ее среду. Так появилась идея проведения непосредственных наблюдений за окружающим миром – ученические научно-исследовательские экспедиции. Энтузиасты такой формы приобщения к познанию мира в различных регионах Украины проводят их по-разному. Но они едины в одном: за такой формой профильного обучения – будущее. Этот способ воспитывает любовь подрастающего поколения к родной земле, окружающему миру, Родине.

С 2001 года Ришельевский лицей провел уже восемь ученических научно-исследовательских экологических экспедиций. Можно смело сказать, что интерес учеников растет с каждым годом все больше и больше. Впору устраивать конкурсный отбор участников :) До этого лицеисты принимали участие в подобных экспедициях вместе с Херсонским областным лицеем. Но творческое сотрудничество этим не ограничилось. В октябре проводятся совместные итоговые отчетные конференции, популярность которых растет, и в них уже принимают участие не только ученики и студенты, но и представители вузов.

После проведения совместной итоговой конференции по результатам экспедиций Ришельевского и Херсонского областного лицеев формулируются новые задачи для будущих экспедиций. Проводится подбор учащихся в соответствии с их наклонностями и интересами (специализации), подбирается район будущей экспедиции, проходят занятия с учениками по методикам сбора информации, проведения измерений и навыкам обработки полученных экспериментальных данных. Кроме того, также ведется работа с библиотечными фондами, проводятся теоретические изыскания, готовится возможная теоретическая база под ожидаемые результаты. Лицеисты посещают лаборатории университета и консультируются у соответствующих специалистов. Параллельно оформляются творческие отчеты по результатам прошлой экспедиции для выступлений на конференциях и заседаниях Малой академии наук. По рекомендациям ученых университета наиболее ценные результаты публикуются в научных журналах. Но на наш взгляд главным результатом работы становится прикосновение к неизвестному – приоткрытие покрова тайн природы, приобретение навыков кропотливой и монотонной исследовательской работы, не дающей радости сиюминутного успеха, но формирующей уверенность в своих творческих возможностях и силах.

При организации экспедиций одним из сложных вопросов являются научные кадры, которые смогли бы работать в полевых условиях. В основном опора идет на бывших выпускников лицея, участников походов или экспедиций, а ныне – студентов или аспирантов университетов. Вторая сложность – отсутствие легкого переносного оборудования, способного функционировать в полевых условиях. В связи с этим учащимся приходится конструировать и изготовлять некоторые приборы самостоятельно. Финансирование – это наиболее больной вопрос, который требует отдельного внимания. К сожалению, еще не выкристаллизовались меценаты и филантропы для благородного дела. А ведь через это воспитывается любовь к Родине. С каждым годом, с каждой экспедицией приобретается бесценный опыт. Режим постоянного движения не позволяет иметь и тяжелого дорогостоящего оборудования, и соответственно тяжелых рюкзаков. Иногда приходится прибегать к помощи местного населения, чтобы обеспечить транспорт для переброски груза. А ведь это тоже финансовые затраты, которые тяжелым бременем ложатся на плечи самих же участников. И наиболее тяжелый вопрос для организаторов – питание. С каждым годом число желающих принять участие в экспедиции возрастает. Если еще для 35-40 участников сложно, но можно приготовить обед, то для большего количества – это уже физически тяжело. Ведь готовят пищу сами участники. Это хороший воспитательный момент, однако из-за этого остается меньше времени для сбора научной информации на той или иной стоянке.

Наша экспедиция, экспедиция Ришельевского лицея, примечательна тем, что в ней сочетаются и уживаются и стационарные стоянки, и переходы под рюкзаками (иногда случается, что груз перевозится «подручным» транспортом), и неумение готовить пищу, но при этом моментально съедать все приготовленное, быть индивидуальностью и в то же время быть едиными и сплоченными в достижении цели. Например, переходы от одного базового лагеря к другому проходят вдали от источников питьевой воды. Ее все время нужно искать, а стоянки привязывать к родникам. Но зато участники научились ценить каждую каплю живительной влаги. Когда вокруг испепеляющая жара, идти еще неизвестно сколько, а во фляге осталось буквально несколько глотков, – начинаешь ценить каждую капельку воды и понимать чувство братства – воду необходимо разделить на всех поровну. Случалось даже готовить обед на воде из лимана. И ничего, зато солить не нужно.

Возвращением в Одессу экспедиция не заканчивается. Начинается подготовка к отчетной конференции и, как следствие, работа в библиотеках, обсуждение полученных результатов с научными руководителями и консультации со специалистами.

Во время сбора информации в полевых условиях между участниками кипят страсти с такими закрученными сюжетами и драмами, что ни один кинематограф передать не сможет тонкости интриг. Но ценно то, что из совершенно разрозненной ТОЛПЫ к концу экспедиции получается ЕДИНЫЙ, мощный и сплоченный КОЛЛЕКТИВ, способный на многое. Рождается ДРУЖБА. Дружба надолго. И этот дружный коллектив, состоящий далеко не из отличников, в дальнейшем определяет настроение всего лицея. Он делает школьную жизнь ребят лицея веселой и насыщенной.

Приходит осень. За окнами накрапывает мелкий зябкий дождь. Но в душе тепло от воспоминаний о пройденных экспедициях. Можно посмотреть фотографии или фильм о них. Можно позвонить друзьям или пообщаться на форуме. Но где-то внутри уже точит червь желанья – когда же снова под рюкзак?

Говорят, что дорогу осилит идущий. А если так, то ребята, которые хотят и ищут, осилят эту дорогу под названием ЖИЗНЬ.