Третья велоэкспедиция ВЭРЛ-2014

По долинам Днестра и Мурафы
(от Крыжополя до Хмельницкого)

Эмблема ВЭРЛ

11 - 18 июля 2014 года
360 км

Общая характеристика маршрута ВЭРЛ-2014

Маршрут этой экспедиции является логическим продолжением маршрутов двух предыдущих экспедиций. Мы продолжаем движение в западном направлении, и дороги приводят нас к реке Днестр, второй по величине реке Украины, причем к наиболее живописной ее части. Здесь река протекает в каньонообразной долине, высота берегов превышает 100 метров. Эти места были заселены в глубокой древности и изобилуют памятниками старины. Местное население очень любит свой край, гордится им и с удовольствием рассказывает о нем.

Один из левых притоков Днестра - река Мурафа - по характеру ландшафта представляет собой уменьшенную копию Днестра: такие же крутые берега, такое же извилистое русло. В низовьх Мурафы расположено село Буша, своеобразная украинская Мекка. Многие стремятся побывать в этом древнем и загадочном месте, посетить пещерный храм, увидеть уникальные находки археологов.

Мурафа

Мурафа в районе села Гальжбеевка.

Дальнейшее движение вверх по Днестру через город Могилев-Подольский приводит к комплексу из трех крупных электростанций: двух ГЭС и Днестровской гидроаккумулирующей станции (ГАЭС). Днестровская ГАЭС - крупнейшая в Европе, ее строительство еще продолжается.

Особенность водного режима Днестра непосредственно ниже плотин ГЭС - нестабильность уровня воды. Когда происходит сброс большого количества воды из Новоднестровского водохранилища (например, после сильных дождей), происходит подтопление берегов. В воде оказываются прибрежные деревья, затапливаются участки дороги, идущей вдоль берега.

Днестр ниже Днестровской ГЭС-2

Днестр ниже каскада Днестровских ГЭС-1 и ГЭС-2.

Выше плотины Днестровской ГЭС-1 (самой высокой в Украине, высота 60 м) - огромное и глубокое Новоднестровское водохранилище. Интересно, что вода в водохранилище гораздо теплее, чем в Днестре ниже ГЭС.

Особенностью маршрута является сложный рельеф, большое количество крутых подъемов и спусков. Суммарный набор высоты на всех подъемах составил 3480 метров. Движение затруднял значительный процент грунтовых дорог, проходимость которых сильно снижается после дождей, довольно частых на протяжении всей экспедиции. Поэтому данная экспедиция оказалась не только самой протяженной (360 км), но и самой сложной как в техническом отношении, так и по уровню физической нагрузки и испытанию выносливости.

Состав ВЭРЛ-2014

ВелоЭкспедиция на маршруте

Третья ВЭРЛ-2014 состояла из 8 участников, включая руководителей.

Виктор П.А.
Павел Виктор
руководитель ВЭРЛ-2014

Соколов А.В.
Андрей Соколов
зам. руководителя

Андрей Яковенко
Андрей Яковенко
завхоз

Александр Базей
Александр Базей
веломеханик

Павел Доброносов
Павел Доброносов
11-М класс

Александр Ковальский
Александр Ковальский
11-Ф класс

Ростислав Кирчев
Ростислав Кирчев
10-Ф класс

Александр Чоловский
Александр Чоловский
9-Ф класс

По маршруту ВЭРЛ-2014 день за днем

День 1. 11 июля.

В 14.25 пригородный поезд №6254 "Одесса - Вапнярка" отправился от Одесского вокзала, и в 19.30 доставил нас на станцию Крыжополь. Отсюда, не мешкая, мы отправились в путь, набрав по дороге воды в каком-то ресторанчике на окраине Крыжополя. Путь до первой стоянки (17 километров) преодолели легко. Последние 2 км грунтовка пошла вниз и привела нас к небольшому пруду. Вода в нем оказалась грязная, к берегу не подойдешь. Устроили лагерь на небольшом возвышении на опушке соснового леса. В сумерках под небольшим дождем приготовили ужин и разошлись по палаткам.

День 2. 12 июля.

Ночью дождик перешел в ливень с грозой, так что мы не пожалели, что разместили лагерь на возвышении: в низинах во многих местах трава стояла в воде. После завтрака и перепиливания тросика одного из велозамков, цифровой код которого был благополучно забыт одним из участников, отправились в путь. Точнее, попытались отправиться. Дело в том, что грунтовку размыло дождем настолько, что не то чтобы ехать, но даже вести велы в руках было невозможно из-за налипающей на колеса жирной грязи. Пришлось сидеть до часу дня возле какой-то свинофермы в ожидании, пока под солнцем подсохнет участок дороги до асфальта. Развлекались тем, что очищали велы от грязи.

Обеденный привал устроили на речушке Марковка у села Шумы возле неработающей мини-ГЭС.

Далее по пути лежал городок Ямполь. Очень красив спуск к Ямполю, когда открывается широкая панорама долины Днестра. Впечатление усилил легкий дождик, который прекратился, когда мы подъехали к городку. В Ямполе сделали остановку в центре, прикупили продуктов, полакомились кефиром, мороженым, соками.

К берегу Днестра сегодня не подъезжали, хотя видели его издали, двигаясь по асфальтированной дороге Т0202. Не доезжая моста через приток Мурафу, свернули на грунтовку, ведущую на север вдоль берега Мурафы. Дорога местами не до конца просохла, так что часто приходилось спешиваться, чтобы не свалиться в грязь.

Остановились за селом Гальжбиевка на очень красивом высоком берегу Мурафы. Хотя мы готовим на газе, развели костер. Для души. Для приятной вечерней беседы.

Проехали 51 км.

День 3. 13 июля.

Центральным событием сегодняшнего дня было посещение села Буша. Здесь прежде всего мы помыли в Мурафе свои велосипеды (Ростик завел свой вел в воду по самую раму и оттирал его от грязи, словно верного коня), вдоволь напились воды из обрамленного камнем родника и пообедали. После этого мы отправились в государственный историко-культурный заповедник "Буша" на экскурсию.

В Буше все дышит седой стариной. Вокруг сотни каменных скульптур. Село расположено в глубоком каньоне на слиянии рек Бушанка и Мурафа. Экскурсовод Людмила провела нас по всему заповеднику, рассказала об истории края и людях, населявших его с древнейших времен. Сама она, с ее слов, имеет техническое образование, и, видимо, поэтому ее рассказ был богато пересыпан такими "специальными" терминами, как "космические энергетические потоки", "высокочастотная электромагнитная сетка Земли" и другими. Мы узнали также, что Солнце в Буше перемещается по небу совсем не так, как за ее пределами. В общем, наше естественно-научное мировоззрение подверглось серьезному испытанию.

За Бушой - протяженный подъем, затем около десятка километров по сравнительно ровной асфальтированной трассе (все той же Т0202), а затем - крутейший 70-метровый спуск по разбитой каменистой "дороге", вдоль которой вьется, переходя с одного края на другой, промытая дождями канава. Внизу, под горой, село Яруга. Здесь неожиданно заднее колесо велосипеда П.А. с громким зловещим шипением стало разбрасывать вокруг себя беловатые струи пенящегося герметика. Видимо, попался особенно острый камень. В таких случаях и герметик не спасает от прокола, о чем еще в самый первый день предупреждал наш мудрый веломеханик Саша Базей. Пришлось менять камеру.

Между тем вечерело. До плановой стоянки не дотянули километров 8 и, свернув к Днестру, устроили стоянку на травяной поляне, метрах в 20 от воды. Купание в вечерних водах Днестра и лапша "бантики" с тушенкой достойно завершили очередной день экспедиции.

Проехали 34 километра.

День 4. 14 июля.

Мы движемся вверх по течению вдоль левого берега Днестра. Едем "низом" по дороге, на которую одно за другим почти без промежутков нанизаны села Садковцы, Бронница, Одая. Слева - река, справа - стометровый утес, иногда поросший кустарником. Постепенно качество покрытия дороги улучшается, а сельские хаты сменяются домиками коттеджного типа. Чувствуется приближение крупного населенного пункта - Могилева-Подольского.

В походе или экспедиции города следует проходить как можно быстрее. Они быстро утомляют и поглощают огромное количество времени. Поэтому мы старались не задерживаться в Могилеве-Подольском, а быстро купить запасные велокамеры, пообедать и ехать дальше. Но оба этих пункта программы нашего пребывания в городе заслуживают особого упоминания.

Сегодня понедельник, и магазин велотоваров закрыт. Но когда на местном базаре мы стали интересоваться, где же можно купить камеры, местный торговец позвонил продавцу веломагазина, и он специально приехал, чтобы продать нам камеры.

Место, где можно недорого пообедать, мы стали искать, расспрашивая местных жителей. Одна женщина подсказала нам поехать в столовую швейной фабрики. Гаишник придал нужное направление, а местный мальчик на велосипеде проводил нас до самой фабрики. В столовой - рай для изголодавшихся велотуристов. Порции огромные, всё очень вкусное, кругом чистота, скатерти, салфетки, очень доброжелательное отношение. И вдобавок обед из трех блюд обошелся всего в 27 грн. А.В. сказал, что хочет здесь жить.

Когда мы наслаждались мороженым в тени у входа на швейную фабрику, из столовой вышли и подошли к нам двое мужчин с типичной внешностью руководящих работников районного масштаба. Грузноватые, в брюках и светлых рубашках без галстуков. Они с большим интересом расспросили нас о том, кто мы такие, откуда и куда едем. А мы, надо сказать, порядочно уже намучились на размытых дождями грунтовках вдоль Днестра и Мурафы и собирались ехать по асфальту на Дунаевцы, отказавшись от первоначально намеченного пути по берегу к Новоднестровскому водохранилищу. Тем более, что на карте-километровке там дорога есть далеко не везде, и маршрут прокладывался по спутниковым снимкам из Google Earth. Однако председатель Могилев-Подольского райсовета и его заместитель (а это оказались именно они) сказали, что ехать по асфальту до Дунаевцев - это значит не увидеть ничего интересного. А дорога вдоль Днестра до самого Новоднестровска есть. Правда, до 100 километров в час по ней, конечно, не разгонишься, но проехать можно везде. Председатель даже оставил нам свой номер телефона на всякий случай. Этот разговор оказался решающим в нашей дальнейшей судьбе. Мы решили ехать вдоль Днестра.

По неплохой асфальтовой дороге почти без остановок проехали села Немия и Серебрия и подъехали к селу Кременное. Тут асфальт как-то сам собой стал переходить сначала в дорогу, присыпанную щебнем, затем в грунтовку, ширина которой настораживающе уменьшалась, а количество грязных луж и кизяков настораживающе увеличивалось. Наконец, мы выехали на поросший травой берег Днестра, по которому вился след автомобильной колеи. Вода в реке очень высокая и мутная, берег заметно подтоплен, многие деревья и кусты стоят в воде, быстрое течение несет по реке всякий мусор. Несмотря на жару, купаться никто не захотел.

Вспомнив незлым, тихим словом председателя, продолжили движение. У местной жительницы, которая пасла коров и заодно катала колясочку с младенцем, поинтересовались, есть ли дальше дорога до Новоднестровска. Нам ответили, что дорога есть, но она сейчас полностью затоплена. Тем не менее пройти дальше все-таки можно по тропинке, которая ведет сначала наверх по склону, а затем снова спускается на дорогу.

Сначала вести велы по тропинке было легко и приятно. Подъем был не очень крутым, по левую руку открывалась великолепная панорама нашего и противоположного молдавского берегов Днестра. Справа спереди над крутым обрывом возвышались строения скального монастыря в селе Лядова. Но по мере того, как тропа прижималась к скалистому обрыву, двигаться по ней становилось все трудней. На некоторых участках встречались лишенные растительности, размытые водяными потоками осыпи из слоистой породы, и приходилось двигаться очень осторожно, чтобы не сорваться вниз вместе с велосипедом. С большим облечением мы снова спустились к реке.

Дальше дорога, идущая почти вровень с водой, привела нас к мосту через приток Днестра - речку Лядова. Мостик был наполовину затоплен, но все-таки проходим. Ноги мы, правда, намочили все без исключения.

Кульминацией дня было зрелище дороги, плавно уходящей под воду. Ростик предложил продолжать движение, не обращая внимания на такие мелочи. Но мы все-таки провели велы по травянистому косогору, и через полкилометра дорога вынырнула из воды недалеко от плотины Днестровской ГЭС-2.

Дальше было сплошное счастье. Абсолютно горизонтальная, гладкая бетонная дорога по дамбе вдоль Днестра. Великолепные виды реки, плотины ГЭС. Острова, лебеди... Добрый десяток километров мы промчались на одном дыхании.

Наконец, 60-метровая плотина Днестровской ГЭС-1. По узким крутым прорытым в земле ступенькам спускаем велы к воде. Устраиваем стоянку на узкой каменистой береговой полосе за яхтклубом. С наслаждением купаемся в теплой и чистой воде водохранилища. Смеркается. На плотине ГЭС загораются огни. Вдали над плотиной маячит на противоположном берегу телевышка Новоднестровска. Все очень устали, но настроение прекрасное. Спать совсем не хочется.

Проехали, прошли, протащили велы 70 километров.

День 5. 15 июля.

Сегодня мы уходим от Днестра, подарившего нам столько приключений. Теперь приключения нам дарит дорога на Дунаевцы. Первое приключение не заставило себя долго ждать. На подъеме от водохранилища у Ростика пробивается заднее колесо. Наверное, как и раньше у П.А., снова острый камень, так как заметно повреждена покрышка. Камеру меняем, покрышку заклеиваем изнутри, но уверенности, что она продержится, нет никакой.

Дальше почти до конца дна все идет гладко. Спуски, подъемы. Подъемы, спуски.

На подъезда к Новой Ушице небо темнеет, поднимается сильный ветер. Сейчас начнется! Хорошо, что мы не на грунтовке!

От дождя, порой очень сильного, мы укрылись в магазине. Все уже насытились разными вкусняшками, которые там продавались, а дождь, то усиливаясь, то ослабевая, все не прекращался. Впереди еще больше 25 километров, а день клонится к вечеру. Решаем ехать дальше под дождем.

Через 12 километров на мосту через речку Ушица у Ростика снова пробивается колесо. Ремонт под дождем абсолютно исключается. Сворачиваем с трассы на первую попавшуюся дорогу и ведем велы куда-то вверх, непонятно куда, лишь бы найти хоть какое-то пригодное место для ночевки. Ставим палатки на обильно усеянной коровьими блинами кривоватой полянке, рядом с каким-то сарайчиком, в 30 метрах от сельских хат. Пока готовим ужин, дождь прекращается.

Ужинаем стоя, поскольку все вокруг мокрое и в кизяках. К нам походит местный житель, мужик лет 55, заметно навеселе, но в прекрасном расположении духа и настроенный очень доброжелательно. Его сопровождает непрерывно виляющий коротеньким хвостиком небольшой черный песик. Мужика зовут Сашко. С трудом владея речью, Сашко осведомляется о том, кто мы такие, откуда и куда направляемся, как оказались в такой глухомани. А потом загорается идеей непременно показать нам местный музей пана Мархоцкого, ключи от которого у него есть. Мы вежливо отказываемся, ссылаясь на поздний час, усталость, что "мы спортсмены, и нам нужно соблюдать режим". Не слишком твердой походкой Сашко удаляется, и мы, облегченно вздохнув, продолжаем ужин. Однако через 10 минут Сашко появляется вновь. В одной руке у него полиэтиленовый пакет с огурцами, а в другой - связка ключей от музея.

П.А. говорит Сашку, что "детям уже нужно отдыхать", но, чтобы не обидеть столь гостеприимного хранителя местной истории, отправляется в музей вдвоем с Сашком. Он возвращается через час, неся в руках подарок Сашка - сборник трудов общества "Мархоцькознавства" (том 2-й). Оказывается пан Мархоцкий за 70 лет до официальной отмены крепостного права (1861 г) дал свободу крестьянам села Миньковцы (где, как выяснилось, мы и расположились). И еще, у Мархоцкого были владения также и под Одессой.

Уже почти в темноте, когда все попрятались в палатки, над нами раздался женский голос. Это хозяйка хаты, недалеко от которой мы расположились, принесла нам угощение: огурцы, картошку, банку молока и даже кусок сала. Сало, правда, к утру исчезло. Уж не тот ли это черный песик с коротеньким хвостиком побывал ночью в лагере?..

Проехали 51 километр.

День 6. 16 июля.

Яркое утреннее солнце позволило нам просушить вещи, основательно намокшие под вчерашним дождем. К счастью, покрышка вела Ростика выдержала, а просто он наехал на очередную колючку.

В селе Сосновка, где мы остановились, чтобы набрать воды, к нам подошел корреспондент местной газеты. С гордостью за наш город, наш лицей и за самих себя мы дали ему интервью. Следует сказать, что повсюду мы ощущаем повышенный интерес к себе и нашей экспедиции, поддержку, желание помочь.

Без приключений доехали до города Дунаевцы. Здесь купили для Ростика новую покрышку и пообедали. Старую залатанную покрышку оставили висеть на замке какого-то гаража.

Через час в селе Залесцы мы ОЧЕНЬ пожалели, что оставили старую покрышку в Дунаевцах. Ибо теперь покрышка на веле Андрея Витальевича пришла в полную негодность - порвался корд. О ремонте в таких случаях вопрос просто не ставится. И ехать А.В. теперь не на чем... Хорошо, что до цели сегодняшнего дня осталось всего около трех километров. Мы поехали, а А.В. пришлось с велорюкзаком на плечах вести вел по жаре. По рации мы время от времени связывались с ним, подсказывая ориентиры на дороге.

Наша сегодняшняя цель - станция космической связи (будем условно называть ее так). Там когда-то работала мама Саши Базея, и она предложила нам заехать туда ненадолго, чтобы увидеть своими глазами, как выглядит аппаратура для определения положения искусственных спутников Земли на орбите. На станции до сих пор работает Сашин давний знакомый (который видел Сашу, когда ему было 5 лет) Сергей Викторович.

На станцию Сергей Викторович провел нас мимо КПП по узкой тропинке через густой лес. Он, как и мы все, был на велосипеде. Это распространенный среди сотрудников станции способ передвижения, поскольку размеры территории здесь составляют около двух километров. Через полчаса у станции появился измочаленный Андрей Витальевич со своим велосипедом.

Сергей Викторович предоставил нам для отдыха и ночлега свой кабинет начальника станции и находящуюся в соседнем помещении аппаратную. Его рабочий день закончился, и он поехал домой в Дунаевцы (18 км отсюда), оставив нас на попечении молодого сотрудника Тимура, у которого сегодня было ночное дежурство по наблюдению за спутниками (если прояснится небо). Тимур разрешил нам подняться на крышу станции и посмотреть на купол телескопа, ведущего наблюдение за спутниками, а заодно и позвонить домой (мобильная связь здесь была возможна, только если подняться на крышу). Но главное, что на станции был горячий душ! Все основательно помылись, отдохнули. Ужин готовили на электроплите, любезно предоставленной нам Тимуром.

Проехали 39 километров.

День 7. 17 июля.

Ночью прошел сильный дождь. Это заставило нас изменить дальнейшие планы. Вместо того, чтобы по грунтовым дорогам мимо села Гуменцы, известного по Экологической экспедиции 2010 года, ехать в Каменец-Подольский, а оттуда, после экскурсии в старую крепость, электричкой в Хмельницкий, решили по асфальту ехать сразу в Хмельницкий.

В половине десятого появился Сергей Викторович. Он вручил Андрею Витальевичу купленную в Дунаевцах новую велопокрышку и вдобавок еще полтора десятка куриных яиц, зеленый лук, огурцы. Тайными тропами на своем велосипеде он вывел нас за пределы объекта, и мы тепло попрощались.

Путь в направлении Хмельницкого прошел без особых происшествий. Стояла пасмурная прохладная погода, ехать было нетрудно. Единственное, что осталось в памяти от переезда - это придорожное кафе с потрясающе вкусными свежими пирожками.

На ночлег свернули с трассы на узенькую асфальтовую дорогу с указателем "Центр реабилитации алкогольной и наркологической зависимости - 3 км". Остановились на краю поля на полянке, не доезжая метров 300 до "Центра". На полянке - несколько яблонь с зеленоватыми еще яблоками. Нарвали их и сделали "чайпот" - синтез чая и компота. Вечер прошел в разговорах о прошедших приключениях и возвращении домой. Многие ребята решили попробовать спать не в палатках, а под открытым небом.

Проехали 64 километра.

День 8. 18 июля.

Оставшиеся до Хмельницкого 25 километров преодолели легко. Торопиться было некуда, поскольку наш поезд на Одессу отправлялся в час ночи. Потихоньку доехали до вокзала. Неожиданно встретили здесь Сергея Викторовича. Ему тоже нужно было куда-то ехать.

На обед поехали в кафе "Челентано", своеобразный "Макдональдс", только специализирующийся на пицце. Пока доехали, снова заморосил дождик. В кафе основательно подкрепились и решили прокатиться по городу, чтобы немного познакомиться с ним. Но погода не очень этому способствовала. Более всего познакомились с супермаркетом "Таврия-В".

Снова вокзал. Неспеша упаковывали велы в чехлы устроились в зале ожидания. Под моросящим дождем ребята дали интервью для фильма, который в течение всей экспедиции снимал П.А. Все единодушно признали, что в техническом отношении, по протяженности маршрута, по уровню физической нагрузки и по объему впечатлений ВЭРЛ-2014 значительно превзошла две предыдущие велосипедные экспедиции.

А еще хочется добавить, что на протяжении всей экспедиции нас не покидала радость от того, насколько прекрасна земля, на которой мы живем. И как добры и отзывчивы простые люди, которые на ней обитают!

By П.Виктор, 29 июля 2014 года.

Закат на Новоднестровском вдхр

До следующей ВелоЭкспедиции!


Все подробности маршрута, включая переходы, стоянки, и наиболее примечательные объекты, можно увидеть здесь на спутниковых снимках в системе Google Earth

Установить программу Google Earth можно ОТСЮДА.

 

Фотоальбом ВЭРЛ-2014

 

Третье путешествие Крылатых фильм о ВелоЭкспедиции

Высококачественные копии фильма также можно скачать в форматах:

720p25 (2,6 Гбайт) , 720p50 (3,9 Гбайт) и 1080p50 (9,2 Гбайт).